Мастера советского фарфора: скульптор Щербина Владислав Иванович
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
По сведениям археологов, на территории современной Латвии ювелирные изделия существовали уже 1,5...
Радио приобрело статус средства массовой информации к 1917 году. С этого времени количество радиостанций начало с каждым годом расти. В 1927 году житель Риги Абрам Лейбовиц, заметив, что рост радиоабонентов стремительно увеличивается, решил начать собственный бизнес.
Как все начиналось
Собирать радиооборудование самостоятельно ему показалось накладным, и он решил схитрить. Для обхода местного законодательства он закупал готовые радиоприемники в Германии, разбирал их и завозил в страну как радиодетали, а уже в Риге комплектация восстанавливалась под собственным брендом A.L.Radio.
В начале 1930-х годов он ненадолго завлек к себе на завод талантливого молодого техника Александра Апситиса, что помогло бизнесмену с еврейскими корнями избежать краха в результате прихода к власти в Германии Адольфа Гитлера, который фактически запретил местным работать с представителями его национальности. Пришлось начинать собственное производство.
Конфликт гениального мастера и жадного владельца возник именно на фоне диаметрально противоположных подходов, Апситис настаивал на высочайшем качестве, а Лейбовиц на массовости и максимизации прибыли даже в ущерб потребительским характеристикам. В итоге их пути разошлись на какое-то время и в 1934 году Александр Апситис основал собственное предприятие.
5 августа 1940 года Латвия официально вошла в состав СССР, приобретя статус союзной республики. Ее владелец был назначен директором, а предприятие получило название «Radiotehnika». За первый год советской власти и время оккупации под эгидой этого завода объединили все местные радиопредприятия, включая фирму Лейбовица. Когда территории освобождали, Апситис смог спасти основное оборудование, чем сохранил статус директора завода.
Послевоенные годы
Начать производство удалось не сразу, только в 1945 году с конвейера сходят новые модели радиоприемников Riga T-689, а следом Riga T-755. Задача удешевить последнюю модель решается помещением последней из дорогого и в настоящее время редчайшего деревянного корпуса в металлический. Спрос растет, завод расширяется, появляются новые направления и специализированные цеха: ремонтно-механический, гальванический, монтажный и другие.
В 1949 году начинается выпуск первого радиоприемника, функционирующего от батареек Riga B-912, что было важно для сельской местности. В 1950 году завод «Радиотехника» является образцом стахановского труда и спустя год ему присваивают имя первого российского радиотехника, основателя радиотехнической научной школы, профессора А. С. Попова.
К сожалению, его легендарный директор в результате доноса в 1952 году был понижен в должности, а чуть позже был арестован и приговорен к 8 годам тюремного заключения. После смерти Сталина был реабилитирован и освобожден досрочно, отсидев 4 месяца, возвращаться на свой завод он не захотел. А тем временем предприятие, лишившись всех своих основателей, продолжает работу.
Новые радиоприемники Riga-6 и Riga-10 получили более мощные параметры и новые возможности. Первый мог даже проигрывать пластинки с использованием внешнего устройства. Новые модели уже вели вещание в диапазонах КВ, СВ и ДВ, а радиоприбор Riga-10 был оснащен новейшим широкополосным громкоговорителем. Спрос на продукцию был огромным, причем не только внутри страны, но и за ее пределами: Великобритания, Франция, Германия и другие страны Европы охотно закупали ее благодаря надежности и простоте.
Следующим шагом стало производство аккумуляторного приемника Gauja, который мог иметь модификацию, работающую на батарейках. Именно этот радиоприемник многие из советских граждан видели в знаменитых фильмах «Берегись автомобиля», «Три плюс два» и множестве других. В 1960-е годы с конвейера сходят первые радиолы для автомобилей АВП-60 и АПВ-60-2, причем они имели пульты дистанционного управления и автоматические настройки — невиданная роскошь для того времени. Устанавливались такие модели на легковые автомобили высшего и представительского класса Чайку и ЗИЛ-111. В 1967 году новым усовершенствованием стала первая в Союзе настоящая стереофоническая радиола Симфония-2, которая получает первый стереодекодер, в отличие от своей первой модификации.
«Радиотехника» выпускала и катушечные видеомагнитофоны, и кассетные проигрыватели, усилители, акустические системы — весь спектр для меломанов и радиолюбителей. С 1945 по 1990 годы логотипом завода становится знак «RRR». Широкий ассортимент и высочайшее качество обеспечивали треть рынка аудиотехники всего СССР. Но что же смогло подорвать финансовое благополучие завода? Конечно только развал советского государства.
На рынок стали проникать дешевые китайские подделки и дорогие бренды японских производителей. Выдержать конкурентное сражение завод не смог. Вначале снимается с производства часть продукции, идет рост цен, затем завод разрывают на несколько более мелких специализированных предприятий, что также не способствует совершенствованию, а финансирование стремительно падает. Выжившая к 1998 году часть бывшего гиганта называлась «Radiotehnika RRR». Ее приобрели братья-бизнесмены Эдуард и Юрий Малеевы. Они столкнулись с тем, что при наличии заказов, оборудование требует серьезной модернизации, необходимо совершенствовать ассортимент, приобретать патенты, а значит неизбежны огромные объемы финансирования.
Постепенно производственные мощности оснастили современным оборудованием и начали выпуск инновационной акустики, в частности, для домашних кинозалов, камер, электронных компонентов и корпусов для колонок. В то же время часть площадей постепенно продают под торговые точки и под различные фирмы, предприятие погружается в долги, а в 2018 году попадает под снос даже здание уже заброшенного заводоуправления. Так когда-то мощный и востребованный производитель прекратил свое существование, оставшись только в памяти и в образцах своей продукции, бережно хранимой коллекционерами-ценителями.