Иконы: учимся разбираться в сюжетах и символах

28 ноября 2023

Глядя на икону, обычный человек видит красивое изображение, зачастую в дорогом обрамлении, верующий — средство общения с Богом или святыми, но только избранные знают, что все не так просто и тут можно найти множество скрытых символов.

Обычно на образах можно увидеть библейские сюжеты, но, кроме этого, много значат отдельные предметы и даже цветовые оттенки. Все в комплексе, по одной-единственной иконе можно представить внушительную историю в истории человечества. Ниже рассмотрим отдельные знаки и их значения, что поможет с новой точки зрения посмотреть на эти реликвии.

Теология

Слово «икона» имеет греческое происхождение, дословно переводится как «изображение» или, иначе говоря, «образ». В данном случае изображение Иисуса Христа, Богородицы, ангелов или святых. Это могли быть как отдельные портреты, так и групповые картины с участием множества персонажей, по событиям, отображенным в Библии. Причем самую первую икону считается, что написал один из апостолов Спасителя — святой Лука, а если верить преданиям, то и вовсе она появилась благодаря чуду. Когда Иисус утер лицо платком, то его образ остался на ткани.

Ученые же придерживаются версии, что первые иконы были написаны не ранее II-III века н.э. и найдены в местах для молитв первых христиан в Риме. Позднее иконопись получила развитие в Византии и оттуда уже пришла на Русь в Х веке. Что интересно, первоначально иконой называли не только то, что мы понимаем под ней в настоящее время (переносной или написанный на стене храма образ), но и любое другое изображение, даже на одежде. Иконы создавали на любом доступном материале: дерево, камень, металл.

Если обратиться к древности, то изображение Бога и святых несло людям не просто возможность обратиться к ним за помощью. В те времена далеко не все умели читать, поэтому слушали притчи из уст священнослужителей, а яркие иконы помогали им запомнить или вспомнить суть историй из Библии при последующих посещениях церкви.

Язык иконописи

Отдельные исследователи находят скрытый смысл даже в материалах, из которых творили образы древние мастера. Если брать в качестве примера деревянную основу, то каждый этап ее создания приравнивается к сотворению мира: основа — растительный мир, краски — минералы, темпера (на основе яиц) — животный мир, а изображение — сотворение и жизнь человека.

Технология обработки доски, которая выступала основным материалом изготовления для закрепления изображения, предусматривала несколько этапов. Готовая поверхность покрывалась грунтом и шлифовалась, но оставалась слегка волнистой, что придавало ей эффект волшебного мерцания в свете свечей. Еще одним способом для придания блеска издавна служило сусальное золото (тончайшие листы металла) или творенное золото (краска, которая получалась в результате растирания золота в пыль со смолой и водой). Так создавали нимбы, мелкие детали икон и подкрашивали фон.

Старообрядцы считали более чистым материалом металл. Закалка в печи огнем очищала его от любой скверны. Также использовались для оформления цветные эмали. Но все же применение металла скорее было обусловлено практической стороной вопроса: старообрядцы подвергались гонениям и им зачастую приходилось быстро покидать место жительства, а небольшие металлические образы занимали намного меньше пространства в поклаже, им не были страшны удары и падения, что вполне естественно для быстрых сборов и дороги.

Основные символы

Вот мы и добрались до конкретных знаков, зашифрованных в изображениях. Случайного нет ни в одной иконе. Самые основные символы, которые можно здесь увидеть, следующие:

  • крест, он же нимб с тремя лучами в круге — мученичество;
  • указующий перст — божественный промысел;
  • лестница — стремление к Богу и самосовершенствование;
  • копье — победа над темными силами;
  • пещера — царство темных сил;
  • чаша — служение Богу;
  • книга или свиток — символ слова Божия;
  • виноград — бессмертие.

Цвет имеет существенное значение. Скажем золото или яркий желтый цвет является символом святости и признаком божественного, тогда как светло-желтый — признак скупости. Если мантия на персонаже темно-красная (багряная), то это признак святого правителя, красная — мученика, серебряная или белая — праведника и мученика, цвет крови, пролитой за веру. Голубой цвет символизирует целомудрие, именно поэтому Богоматерь часто предстает в этом цвете или в его окружении. Синий — это мудрость и тайна, поэтому в одеждах такого цвета изображают апостолов. Зеленый — это жизнь, победа над смертью, тогда как коричневый — бренность всего сущего. Черный — смерть и все, что связано со злом.

Для верной идентификации отдельных персонажей используются отдельные символы, которые показывают, что принес миру этот человек при жизни, например:

  • святой Серафим Саровский изображается держащим свиток с молитвами;
  • целитель Пантелеймон — держит обычно ложечку и коробочку (аптечку) с лекарствами;
  • преподобный Сергий Радонежский держит в ладони заложенный им монастырь;
  • Нил Сорский — четки и так далее.

Если у персонажа высокий лоб, то это признак мудрости, большие глаза — он приобщился к божественному, длинные пальцы — чистота помыслов и благородство, тонкие губы — аскетизм, наклон головы или туловища — покорность слову божьему и готовность слышать его указания. На руки тоже стоит обращать внимание: скрещенные на груди — покаяние, воздетые к небу — готовность воспринять Бога, прижатая к сердцу рука — святой преуспел в молитве.

Основные каноны православной иконописи

Нужно понимать, что, рассматривая икону, нельзя подходить к ней как к обычной картине. Здесь не используются приемы затенения или перспективы, ведь каждый образ одинаково важен и должен быть хорошо узнаваем. Нужно отметить, что тень на иконе в принципе не используется, здесь акцент на льющемся отовсюду свете.

Интересным подходом считалось изобразить предмет с разных ракурсов или с помощью обратной перспективы, что как-бы позволяло зрителю почувствовать себя участником тех событий. Соблюдения реалистичности здесь нельзя ожидать, здесь важна доходчивость, скажем, художник пишет озеро, но рыбы в нем изображаются боком, чтобы никто не усомнился, что хотел показать мастер.

В центре, разумеется, помещали самого главного персонажа, скажем Спасителя, и те, кто был ближе к нему, считались самыми значимыми. Особое место было отведено по правую руку, кто там изображен, тот выше по иерархии, по сравнению с тем, кто слева (отсчет ведется изнутри изображения, то есть право — для зрителя левая сторона образа).

Остановимся на главных канонах православной иконописи, которая кардинально отличается от католической любви к реализму и красоте. К исконно православным канонам относятся:

  1. условность образов — главное, это идея, а сам образ символичен, нет бессмысленных украшений и предметов, все сосредоточено на внутреннем смысле;
  2. перспектива смещена к смотрящему на икону, а не находится на линии горизонта самого изображения;
  3. нарушение естественных пропорций — величина образов также символизирует их значение, Спаситель возвышается над апостолами, ангелы над демонами;
  4. нет видимого источника света, он идет от персонажей, показывая их святость и то, что они несут в себе божественный свет;
  5. отсутствие хронологии событий — все отображается одномоментно, несмотря на разницу во времени.

Некоторые, признанные каноническим, образы выбиваются общей картины, но не противоречат вышеуказанным требованиям. В качестве примера можно привести икону «Символ веры». Она имеет форму креста с загнутыми влево концами, древнего символа Солнца и плодородия. Кто-то может сказать, что это свастика, но это будет ошибкой, у скомпрометированного нацистами символа концы загнуты в другую сторону.