Мастера советского фарфора: скульптор Щербина Владислав Иванович
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
По сведениям археологов, на территории современной Латвии ювелирные изделия существовали уже 1,5...
Дарить, а еще больше получать подарки любят, наверное, многие. Такие знаки внимания существуют аж с каменного века. Разумеется, дарили что-то красивое или сделанное своими руками и от души своим любимым, а вот вождю преподносили самое ценное из своей добычи.
Всемирная традиция подносить подарки руководителям
Как красиво написал Николло Макиавелли: «Дружбу, которая дается за деньги, а не приобретается величием и благородством души, можно купить, но нельзя удержать». Но в отношениях конкурентов, будь то территория, а значит власть или прибыль от бизнеса, зачастую проще поднести богатый дар и заручиться хоть такой эфемерной дружбой, чем воевать и нести существенно более значительные потери. Именно поэтому взаимные дары правителей известны с древнейших времён. Это отдельная, так сказать, «коммуникативная» функция подарков и «древнейшая азбука» переговорного процесса, которая нисколько не изменилась за многие века.
Взять, к примеру легенды и прочие сказания любых народов, пришедшие к нам из глубин веков. Они доказывают, что человеческая психология не поменялась, цели прежние: успех, благосостояние, влияние. А всего этого можно достигнуть только, заручившись поддержкой власть имущих. И чем больше админресурс соплеменника, тем полезнее его доброе отношение.
Сувенирами и подарками можно показать свое уважение, особенно если подойти к ним с пониманием, зная истинные интересы получателя. Это вызовет чувство признательности, пусть даже подсознательное, и таким способом хорошее отношение будет поддерживаться. Причем существует определенный символизм подарков и его необходимо понимать.
От древности к нашим дням
Если начать с лингвистики, то в старом варианте немецкого языка «schenk» переводится как выражение «преподнести подарок» — буквально значило угостить выпивкой, что выступало формой чествования и данью уважения. Кроме того, вторым значением было «братство» или «нерушимая связь», что было обусловлено прочным креплением (привязывался, прикладывался и прочее) к одариваемому.
Но это работает на уровне равных, а вот когда речь идет об уровне государственного правителя, то разграничить понятия дар и дань становится весьма нелегко, а ответ на подарок может быть весьма неожиданным. В качестве примера можно привести русскую летопись от 1474 года, где псковских послов было запрещено пускать к великому князю, ибо подарки их были излишне легкими.
В Древнем Риме между сенаторами и патрициями существовала традиция преподносить друг другу символические подарки, особенно в дни новогодних празднований. Причем это был именно символический дар: плоды с деревьев собственного сада, а то и красивая ветвь.
У викингов существовало поверье, что подарок — это соглядатай дарителя и он наблюдает за жизнью в новом доме. По этой причине нужно как можно быстрее подарить встречный подарок-шпион, который будет работать в обратном направлении.
Временами подарки служили как детектор характера правителя. Так византийцы проверяли князя Святослава, преподнеся ему драгоценные камни и золото, а когда тот не оценил даров, выложили оружие, которое пришлось по нраву и испугались тогда послы и решили, что лучше жить в мире с таким правителем. Причем сам ритуал проходил в определенном порядке. Вначале должны были передать привет и поклон, потом дары и только потом шли верительные грамоты.
Зачастую между правителями в сложных политических ситуациях отмечались весьма неординарные подарки. Например, Ивану Грозному от королевы Елизаветы привезли львов, которых поселили во рву у стен Кремля, что сделало царские палаты полностью защищенными от недобрых и вороватых жителей. А из Персии царь получил огромного слона, когда шах захотел получить поддержку в войне с османами. В свою очередь из России шли меха и изделия из них, ловчие птицы. Неправильное или провоцирующее поведение посла при поднесении даров могло привести к войне или ее продолжению, вместо мира.
Но не только к государю шли с подарками, в Приказ за решением своих вопросов к чиновникам с низким государственным жалованием без подарка можно было не подходить. Те, кто победнее несли продукты с собственного хозяйства: яйца, кур, уток, поросят, кто богаче — несли деньги, обидеть недостойным подарком было равносильно получить отказ по делу.
Сугубо практическую нагрузку подарки начинают терять во времена Петра I. Начинает цениться творческий подход к выбору подношения. В качестве подарка могли выступать как крестьяне вместе с деревней, так и предметы личного изготовления, то же рукоделие или портрет.
Во времена СССР подарки качественно изменились. Любимому Ильичу дарили все самое ценное, что могли найти или создать сами: копченая рыба, ботинки, самодельная пепельница, даже французский танк, отбитый в бою, а под конец жизни он получил от совнаркома настоящий Rolls-Royce из самой Англии.
Его преемнику Сталину дарили боевое оружие, ковры и вазы с портретами или историческими событиями с его участием. А из подарков на 70-летие вождя собран целый музей. Причем, что интересно, Сталин ценил все подарки ему сделанные, но никогда ими сам не пользовался, мог передарить, как скажем уникальную конструкцию от создателя танка Т-34 Михаила Кошкина, где миниатюрный танк из золота заезжал на горку, он передарил маршалу Жукову.
Любитель автомобилей Брежнев регулярно пополнял подарками свой парк. Причем в итоговом количестве сойтись не могут до сих пор, называя суммы от 49 до 324 автомобилей. А вот Горбачев часто получал сувениры импортные и имеющие музейную ценность.
Как можно заметить по этому краткому обзору — главное угодить и не вызвать негатива, не оскорбить дешевизной, но и проявить творческий подход. В любом случае это лучшая инвестиция в партнерские отношения, что во многих государствах возведено в ранг традиции и имеет свой не всегда явный ритуал. Поэтому до установления контакта следует тщательно ознакомиться не только что именно стоит дарить, но и в каком порядке, дабы не вручить визитку раньше презента или наоборот.