Мастера советского фарфора: скульптор Щербина Владислав Иванович
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
По сведениям археологов, на территории современной Латвии ювелирные изделия существовали уже 1,5...
На Руси сложилось так, что в отличие от Европы, там достаточно долго не было такого понятия, как бал. Нет, что-что, а пировать русские умели, но это был далеко не культурный досуг. Красивые наряды, танцы с дамами, светские беседы — этого не было даже в царских дворцах. Все изменилось только с приходом Петра I.
Первые русские балы, которые ввел царь-реформатор, назывались ассамблеи. Проведение мероприятий строго регламентировалось лично царем. Приходить можно было только в определенных нарядах, обязательно с женами. Мужчины должны были курить табак и играть в карты. Молодым дворянам такой досуг быстро пришелся по душе, а вот представители знати старшего поколения жались в углах, часто не понимая, куда и зачем они пришли, что здесь делать, а главное — как танцевать. Со временем ассамблеи стали проводиться регулярно, а позже эти культурные мероприятия начали называть балами.
В 1903-м году императрице Александре Федоровне пришла идея провести светское мероприятие в стиле допетровских времен в честь 290-летнего юбилея Дома Романовых. Так императрица захотела почтить память предков. Император Николай тоже одобрил идею, так как увидел в этом не просто маскарад, но и возможность вспомнить традиционные наряды семнадцатого века. К мероприятию готовились очень тщательно, Александра Федоровна наняла лучших художников, чтобы те подготовили наряды. Веселье получилось грандиозным.
Празднование юбилея Дома Романовых продлилось два дня, императрица пригласила на него лучших столичных фотографов. Потом готовые снимки сложили в красивый альбом, это дело доверили «Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг». Напечатали небольшой тираж — ровно столько, чтобы каждый гость получил по одному экземпляру. Всего в альбоме было 144 фотографии. Ровно через десять лет, когда праздновалось трехсотлетие дома Романовых, появились игральные карты «Русский стиль», на них были изображены гости того самого бала-маскарада, которые специально для этого дела не позировали. Все валеты, дамы и короли — реальные личности, которые там присутствовали в нарядах семнадцатого века. Исключением стал, как полагают историки, только пиковый король, которым был Иван Грозный.
Кто перерисовал фотографии для карточной колоды, неизвестно. Точно так же никто не знает, кто стал заказчиком, но можно предположить, что им стала императрица Александра Федоровна. А когда колоду нашли в Зимнем Дворце, уже ни одного участника того маскарада в живых не было. Однако «Русский стиль» отправили в печать при советской власти, а большинство любителей «Дурака» и других карточных игр даже не догадывались о том, кто там изображен.
Червовой дамой оказалась княгиня Ксения Александровна — старшая сестра императрицы, на карте она изображена в костюме русской барыни начала семнадцатого века. Трефовой дамой стала графиня Сумарокова-Эльстон, а бубновой — ее сестра Зинаида Юсупова. Бубновой дамой была графиня Александра Толстая. Трефовым валетом оказался младший брат императора — великий князь Михаил Александрович. Бубновым — еще один младший Романов — князь Андрей Владимирович. Николай Волков, адъютант генерал-адмирала Алексея Александровича, стал валетом червовым. Валет пик — это молодой генерал Александр Николаевич Безак. Статский императорский советник Николай Гартунг оказался картой бубнового короля. Трефового короля срисовали с графа Михаила Граббе. Прообразом короля червового стал император Николай II. Император был одет в костюм, который точно повторял выходной наряд царя Алексея Михайловича. Во время маскарада император позировал с царским золотым посохом, привезенным из Оружейной палаты.
Удивительно, но Александры Федоровны, которая стала организатором того праздника, нет ни на одной карте. А ведь именно благодаря фотографам, которых императрица пригласила на тот бал, появилась колода, которую с полной уверенностью можно называть легендарной.