Мастера советского фарфора: скульптор Щербина Владислав Иванович
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
По сведениям археологов, на территории современной Латвии ювелирные изделия существовали уже 1,5...
Коллекционирование различных предметов было популярным увлечением у многих советских граждан. Собирали все, что только можно: почтовые марки, сигаретные пачки, спичечные коробки.
Интересная особенность: подавляющее большинство коллекционеров-любителей собирали с свой массе то, что стоило недорого и всегда было доступным. Конечно, были редкие почтовые марки и заграничные сигаретные пачки, которые находились с большим трудом, но существовали и элитные советские коллекционеры, которые собирали настоящий антиквариат. Это считалось престижным, но почти всегда граничило с криминалом.
Подавляющее большинство советских людей даже не понимали суть слова «антиквариат», они просто собирали предметы. А вот разбирающиеся коллекционеры, которых были единицы, понимали, что владение вещью, которой пятьдесят, а еще лучше сто лет — это возможность прикоснуться к минувшим эпохам, материально почувствовать то, что ощущали люди, жившие в далекие времена. Кроме того, такие предметы ассоциируются с чем-то дорогим и редким.
Можно с полной уверенностью утверждать, что в этом плане люди были не особо грамотными вплоть до окончания сталинской эпохи. А ведь именно в те послереволюционные времена бесценные предметы валялись в прямом смысле прямо под ногами. Сколько дворянских усадеб было разграблено, сколько вынесено произведений искусства, музыкальных инструментов, столовых приборов, мебели и других ценнейших вещей… Все это потом перепродавалось за копейки или менялось на хлеб, а затем, переходя из рук в руки, теряло внешний вид и ценность. Были и другие причины того, почему люди так относились к этим предметам — слабое образование и мощная промывка мозгов, завязанная на обесценивании материальных благ.
И все же на всем протяжении существования Советского Союза грамотные люди были. В первую очередь, это выходцы из аристократической среды, которым удалось избежать репрессии. Потом, во времена хрущевской оттепели, стал расти уровень культуры и образования, антиквариатом начали интересоваться выходцы из обычных семей. Постепенно появилась прослойка советских людей, которые разбирались в антиквариате, готовы были платить большие деньги за предметы, имеющие культурную и историческую ценность. Стали появляться ценители старинной мебели, икон и картин, ювелирных изделий, столовых приборов.
Как и в наше время, наибольшую ценность для советского коллекционера антиквариата представляли нумизматические предметы, особенно монеты, но здесь были свои трудности. Сегодня можно купить все, чего пожелает душа, главное иметь нужную сумму денег. В советскую эпоху все обстояло иначе: многие образцы дореволюционных монет являлись ценными для государства, так как чеканились из золота и серебра. Еще сложнее было с иностранными монетами капиталистических стран, ведь за хранение валюты можно было получить срок. Возможность обменять советский рубль на заграничную монету законно попросту отсутствовала. Однако коллекционеров это не останавливало, и они вынуждены были обращаться к перекупщикам. Вот так советский коллекционер всегда стоял одной ногой в тюрьме.
Отдельная любовь советского коллекционера — это мебель. Предметы обихода коллекционировали в те времена несколько своеобразно. Многие несли в свои дома дореволюционные столы и шкафы только потому, что это считалось престижным. Использовали эти вещи по прямому назначению, не ухаживая за ними так, как это положено. А вот иконы с картинами собирали именно как предметы, представляющие историческую и культурную ценность, но и их тоже часто использовали для украшения квартир. Впрочем, не всем можно было украшать жилье предметами христианского культа: государственные служащие, учителя и преподаватели, знаменитые спортсмены или артисты могли получить за это как минимум выговор.
Таким образом, начало любой коллекции в Советском Союзе имело подпольный характер: продажи по знакомству и закрытые показы предметов на квартирах. Еще одним способом уйти от ответственности были фиктивные продажи, когда официально продавали низкопробную картину, а на самом деле ею оказывался шедевр. Также не было публичных аукционов, только закрытые в квартирах, куда могли попасть лишь свои, проверенные люди. Таким образом, советский коллекционер, поклонник настоящего антиквариата, вынужден был работать вне закона. Плановая экономика и идеологическое давление не давали получать наслаждение от прекрасного, обвиняя коллекционеров в спекуляции и незаконном обогащении.