Мастера советского фарфора: скульптор Щербина Владислав Иванович
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
По сведениям археологов, на территории современной Латвии ювелирные изделия существовали уже 1,5...
В XVIII веке фарфоровые статуэтки постепенно стали набирать популярность и к середине века в Европе на выпуске фарфора специализировалось более 40 мануфактур. Максимальная доля приходилась на Германию, соответственно производителям приходилось искать оригинальные решения. Одним из них оказался кружевной фарфор.
Рождение легенды
Идея принадлежит создателю Антуану Ватто. Первые изделия в стиле рококо увидели свет в самом начале XVIII века. Первопроходцами выступили мастера мануфактуры Мейсен (Meißen), чьи предприятия располагались в Саксонии. Они были пионерами в изобретении фарфора, и они же стали изобретателями уникальнейших технологий, которыми отличалось каждое из предприятий саксонской земли, делавшее статуэтки узнаваемыми, даже не глядя на клеймо.
Еще два предприятия, которые были основаны в Тюрингии и смогли реализовать в начале 80-х годов XIX века на своих мощностях подобную технологию, было Унтервайсбах (Unterweißbach) и Фолькштедт (Volkstedt). Все эти предприятия продолжали свою деятельность до момента бомбежки Дрездена американской и английской авиацией, когда все мощности оказались в руинах. Возрождать пришлось по крупицам.
Процесс изготовления предполагал пропитку фарфоровой массой настоящих кружев, после чего им придавали нужную форму. Разумеется, текстиль сгорал во время обжига, так как температура в печах достигала 1300 градусов, а вот кружево из фарфора сохранилось до наших дней. Первоначально температура обжига была значительно ниже и статуэтки ломались, первых фигурок дошло до наших дней совсем мало именно по этой причине.
Позже состав усовершенствовали, причем каждый держал его в строжайшем секрете, а температуру подняли. Тем не менее такое кружево довольно хрупкое и требует весьма аккуратного обращения, трогать руками его категорически не рекомендуется. Специфика материала, его невесомость и изящество влекло применение такого фарфора в конкретных сюжетных сценках с участием танцовщиц, в частности балерин; богатых дам в пышных нарядах и их кавалеров с соответствующими деталями в одежде. Часто использовали пастельные тона, что дополняло воздушность и легкость образа.
Итальянские и ирландские кружева из фарфора
Отдельные ценители считают итальянские изделия в чем-то привлекательней. Их отличает более теплая гамма. Основана мануфактура была в Неаполе в 1743 году. Изначально предприятие создавалось для ремонта фарфоровых изделий, как «филиал» саксонской мануфактуры Мейсен.
Но благодаря уникальному составу местного сырья, включающего каолиновые глины и полевой шпат, получилось создать удивительно красивые и фактически неповторимые на родине статуэтки. Мастерская периодически закрывалась, но потом кто-то из правителей или ремесленников возрождал промысел. Он существует и сейчас, воплощая многовековые традиции итальянских мастеров скульптуры в воздушном фарфоре.
После Второй мировой войны кружевной дрезденский фарфор возродили супруги Оскар и Джоанна Саар, создав предприятие в Ирландии в 1962 году. В этих работах четко прослеживаются традиции и технологии заводов Германии и это неспроста. Джоанна, являясь племянницей Антуана Мюллера (мастера, при котором завод Фолькштедт начал выпускать кружевные статуэтки), смогла спасти мастер-формы, сохранила рецептуру и благодаря этому возродила завод на новом месте. Здесь получают достаточно крепкое белоснежное «кружево» из фарфора, что позволяет создавать самые разные формы, воплощать множество идей и получать истинные произведения искусства.