Мастера советского фарфора: скульптор Щербина Владислав Иванович
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
По сведениям археологов, на территории современной Латвии ювелирные изделия существовали уже 1,5...
С масками связана масса тайн и мистики, но в то же время это великолепный аксессуар для новогодней вечеринки, который поможет ненадолго превратиться в любого персонажа и почувствовать себя более раскрепощенным. Такая маска может быть реальным произведением искусства и стоить огромных денег. Ниже рассмотрим историю и разновидности такого аксессуара для праздника.
Маска как ритуальная атрибутика
Изначально маски служили для ритуальных целей. До настоящего времени все древние ритуалы, если и дожили, то в весьма модифицированном варианте. Если брать одни из самых известных в мире — венецианские карнавальные маски, то они вначале служили не только для сокрытия предосудительных связей на стороне, но и зачастую были частью прямо-таки противозаконных действий.
Декорировали такие маски, сформированные из папье-маше, весьма пышно и дорого используя ткани, мех, драгоценные камни и перья. Для праздника, который возник в Венеции под конец XIV века, ставшего особенно популярным с XVIII века под названием Карневале, их стали использовать значительно позже. Но они прекрасно вписались в атмосферу роскоши и позволили каждому найти способ выделиться из толпы на время, забыв о своем происхождении и социальном статусе.
Для изготовления таких масок начали создавать специализированные мастерские, где для богатых людей маски делали по индивидуальным заказам, причем в любом случае этот аксессуар изготавливался вручную. У некоторых типов масок даже были свои названия: Баута, Гатто, Шут, Дотторе Песте.
Возможно, самой распространенной была маска Баута (она же Лавра и Казанова). Такой атрибут позволял скрыть не только лицо, но и не демонстрировать социальное положение владельца. Она использовалась как для праздника и для любовных приключений, так и для участия в преступлениях. У нее жесткая угловатая форма, к ней надевали соответственно стилю угловатую шляпу и плащ с огромным капюшоном. Кто-то добавлял к такому костюму дополнительный декор, но чаще довольствовались строгостью наряда.
Маска Гатто, напоминающая кошачью морду, появилась благодаря древней и поучительной легенде. Старый бедняк с таким же пожилым котом приехали в Венецию на заработки. Проблемой города были мыши, от них никак не могли избавиться даже во дворце дожа (венецианский дож — титул выборного главы Венецианской республики). В результате появилась милая и лукавая маска.
Шут или иначе Джокер, Буффон или Жоли представляет собой типичный образ одноименного персонажа средневековой Европы. Этот аксессуар всегда изготавливается в ярких тонах и имеет остроконечный колпак, зачастую с несколькими вершинами с бубенцами на концах. Люди любили этих героев и считали особенными, не жалея денег для того, чтобы посмотреть на их ребячества, граничащие временами с безумием.
Одной из самых зловещих масок в этом пантеоне является маска Дотторе Песте. Многим эта маска вполне обоснованно напомнит эпидемию чумы. Именно такие маски с большим загнутым клювом, наполненным дезинфицирующими средствами, носили врачи в период посещения больных, чтобы избежать заражения. Глядя на такого персонажа, становится совсем не весело, хотя карнавал — это обычно праздник, забавы и различные шалости.
Русские традиции
На Руси также не обходились без масок. Особенно это касалось обычая ходить толпой ряженых в канун Рождества. Все маски в древние времена, называемые «харями», имели свою символику в ритуалах: корова — долгая жизнь, коза — плодородие, медведь — благосостояние, лиса — коварство, а волк — агрессия.
Помимо животных использовались маски людей (волхвов, старика, старухи и другие) и изображение бога Солнца Ярилы. По легенде злая Зима похищала младенца Коляду и прятала его от всех, превратив в волчонка. Для того чтобы справиться с чарами, нужно было избавить его от волчьей шкуры и сжечь ее в костре. Сами маски создавали из самых доступных материалов: бересты и кожи. Их расписывали, крепили к ним бороды и носы, а иногда даже рога и прочие признаки нужного персонажа.
Позднее ряженые просто стали ходить по домам и «колядовать» (петь колядки, показывать небольшие сценки). В группе присутствовали как положительные герои (коза, аист и прочие), так и нечистая сила в виде черта. Ряженые устраивали целые представления на потеху зрителям, а те в свою очередь должны были хорошо угостить артистов, дабы не покинул дом достаток, летом был хороший урожай и тому подобное, что желали себе жители дома и чего они боялись лишиться в будущем году.