Мастера советского фарфора: скульптор Щербина Владислав Иванович
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
По сведениям археологов, на территории современной Латвии ювелирные изделия существовали уже 1,5...
Начать стоит с того, что массовое, но пока еще кустарное производство игрушек в России началось еще в восемнадцатом веке. Спрос на народную игрушку рос, число артелей и просто мастеров-одиночек увеличивалось с невероятной скоростью. Порадовать народные умельцы могли большим разнообразием изделий, в том числе музыкальными игрушками.
С развитием промышленности в конце девятнадцатого века стали появляться отдельные фабрики по изготовлению детских игрушек. Они оказались дешевле и качественнее, поэтому народные умельцы и маленькие артели остались не у дел. В советскую эпоху, особенно во времена индустриализации тридцатых годов, был создан отдельный исследовательский институт, где разрабатывались новые модели игрушек, которые отвечали бы принципам коммунистического воспитания детей.
Впрочем, на самом деле коммунистическое значило не только воспитание в идеологическом плане — в создание новых моделей детских игрушек была также заложена цель всесторонне развивать ребенка. Работали целые лаборатории и мастерские, где трудились психологи, педагоги и музыканты. Десятки людей отвечали за внедрение новых технологий, улучшение качества продукции и расширение ассортимента. Таким образом, в СССР все игрушки были разделены на двенадцать групп, и в каждой имелись свои подгруппы. Отдельной группой были как раз музыкальные инструменты. По мнению педагогов, такие игрушки способствовали развитию у малыша чувства ритма и музыкального слуха.
Несмотря на все старания, в стране оставался дефицит, и часто случалось так, что родители покупали то, что было. Так в доме оказывался детский музыкальный инструмент. Пока ребенок пытался развить музыкальные навыки, родители, а порой и соседи, получали стресс от экспериментов. Вот только ругать ребенка уже было не за что, взрослые сами принесли эту вещь, издающую громкие звуки.
Музыкальные игрушки также делились на подгруппы. Самой большой подгруппой были духовые. Вероятно, многие взрослые искренне жалели о своей недальновидности, когда вручали своему чаду дудочку. А ассортимент духовых инструментов был богат: флейты, свирели, кларнеты, губные и прочие гармошки и всевозможные свистульки. Были еще детские саксофоны, при том, что в пятидесятые годы этот взрослый музыкальный инструмент находился в Советском Союзе под запретом. Ведь саксофон — основной инструмент в джазе, буржуазном и чуждом советскому человеку музыкальному направлению. Однако детские саксофоны были изготовлены, не выбрасывать же их. Кстати, под запрет в послевоенные годы также попал аккордеон — немецкий народный инструмент. Детские аккордеоны советская промышленность никогда не выпускала.
Продолжая вспоминать о группе духовых инструментов, стоит остановиться на свистульках. С этими игрушками дела обстояли настолько хорошо, их было так много, что на эту тему можно написать большой научный труд. Самой любимой у советских детишек была свистулька в форме соловья. В игрушку заливали воду и дули в нее, прикрывая пальцем боковое отверстие (иногда их было несколько) в теле птички, чтобы регулировать тональность звука. Эффект был просто невероятным — трели получались, как у настоящей птицы. Продавалось таких свистулек много, почти у каждого советского ребенка была возможность обзавестись этой вещичкой. Иногда во дворах случались целые концерты, когда толпа ребятни выходила со своими свистульками. Такие свистульки часто продавали с уличных лотков в дни парадов и демонстраций на 1 мая и 7 ноября. Стоили свистульки копейки, а родители с легкостью поддавались на уговоры купить игрушку. Случалась, что демонстрация сопровождалась настоящей какофонией звуков.
Следующая группа — это клавишные и ударные. Все советские дети, посещавшие детский сад, вынуждены были изучать какие-нибудь песенки. Понятно, что изучать ноты дошкольники не могли, а вот развивать чувство ритма с помощью ударных — вполне. Чаще всего в распоряжении детских садов имелись металлофоны и бубны, и с их помощью можно было разучивать простенькие мелодии. Ударные и ударно-клавишные инструменты часто использовались родителями для новогодних подарков — выглядели они достойно, приносили какую-то пользу, и чадо чем-то занималось. К таким игрушкам относились, как правило, пианино, ксилофоны, барабаны, кастаньеты. Конечно, звуки, которые издавали эти игрушки, тоже не радовали родителей.
Струнные инструменты встречались намного реже. То ли они пользовались меньшим спросом ввиду того, что струны часто рвались, то ли просто редко появлялись в продаже. Больше всего было всевозможных гитар, намного реже встречались гусли, балалайки, мандолины. Производились даже арфы, но они были скорее экзотикой.
В семидесятые годы наступила эпоха электронных игрушек, как правило — клавишных. В руководстве обычно писали: «Игра электронная микропроцессорная» или «Синтезатор музыки». Главным достоинством этих игрушек стало то, что можно было скрутить звук до минимума, что берегло нервы родителей. Имелся и недостаток — постоянно требовались батарейки, а сама игрушка стоила в несколько раз дороже аналоговых собратьев. Разнообразие здесь было достаточно велико: продавались совсем простые с клавиатурой на одну октаву, но были устройства и сложнее. Обычно детские синтезаторы имитировали звуки духовых и клавишных. Были модели с функцией записи, так ребенок мог прослушать, что наиграл. На закате СССР вышла продвинутая модель «Симона», как писали в инструкции «Детский клавишный электромузыкальный инструмент». У инструмента с клавиатурой на три октавы была масса настроек: тембр, частота звука, настройка мажор и минор, всевозможные фильтры, имитация флейты, кларнета, гобоя, органа, рояля и ударных инструментов. А самым главным преимуществом аппарата стала возможность подключить наушники!
Почти все перечисленные игрушки, кроме ударных, всегда комплектовались книжечками с нотами для разных детских песенок. Таким образом, многие дети постигали азы нотной грамоты: интересно же было играть по-взрослому, а не просто брякать и дудеть изо всех сил. И все же именно брякать предпочитало большинство детей.
Возможно, стоит включить сюда еще один вид — игрушки с постоянной мелодией. Это отдельная категория, которая тоже относилась к музыкальным игрушкам, но без активного участия ребенка. Они сами проигрывали одну или несколько постоянных мелодий. Это были всевозможные музыкальные шкатулки, иногда состоящие из целых оркестров. Производила советская промышленность игрушечные патефоны и радиоприемники. Обычно они были заводными, но позже появились и электронные. Условно к данной категории можно отнести детские шарманки.