Мастера советского фарфора: скульптор Щербина Владислав Иванович
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
По сведениям археологов, на территории современной Латвии ювелирные изделия существовали уже 1,5...
Одним из практически неотъемлемых атрибутов прогрессивной советской женщины в первые годы после революции стал алый платок на голове. С начала 1920-х годов текстильная промышленность вплотную стала развивать это направление и расширять ассортимент. С этого момента платок — это не просто украшение, но и эффективное средство политической пропаганды.
Художественный текстиль в борьбе за идеалы нового государства
Старались отходить от традиционной колористики и композиции, совершенствовать художественные приемы, но в то же время делать продукцию привлекательной и яркой. В качестве тематики выбирали самые разные направления:
Этот тип продукции получил название «агитационной», а новое художественное направление, которое охватило множество направлений декоративно-прикладного искусства — авангардом.
Отдельные примечательные примеры
Некоторые варианты платков хорошо узнаваемы благодаря особо удачным решениям в части их оформления. Один из ранних таких образцов был выпущен на Тейковской фабрике в далеком 1922 году в честь 5-летия Октябрьской революции. Это даже не отдельный платок, а целая серия, объединенная общей идеей, которую выразили знаменитыми лозунгами, в том числе: «Вся власть Советам!», «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и другими. Автором линейки выступил художник Л. М. Чернов-Плесский.
На одном из таких платков можно увидеть разгон общего собрания собственников предприятия большевиками в обрамлении пятиконечной звезды, по углам изображены отдельные моменты борьбы за независимость нового государства и уничтожения атрибутов прошлого.
На других платках поместились фрагменты промышленных строений и сельскохозяйственных угодий, новые монументы и главные символы: серп с молотом и пятиконечная звезда. Верхнюю часть платков заняли портреты знаменитых вождей революции. Все платки в данной серии отличались богатым композиционным наполнением не только центра, но и краев, с множеством элементов декора.
Примечательный исторический факт: на одном из платков размещался среди других портрет Л. Д. Троцкого, но после объявления его врагом народа на всей партии таких изделий в объеме полутора тысяч штук его изображение закрасили или даже вырезали.
Фабрика «Пятый Октябрь» также решила не отставать от тенденций, и в 1924 году по эскизам Н. С. Демкова выпустила платок в честь вождя мирового пролетариата В. И. Ленина. Погрудный его портрет был помещен в центре, а остальной фон поделен на пять частей, в которых разместились изображения нового прогрессивного поколения молодежи с соответствующими надписями. Все это было дополнено изящным орнаментом и портретами прочих политических деятелей. Платок оказался настолько удачным, что вышел на уровень не только массового производства, но и престижного памятного подарка.
Под конец 1920-х годов акценты сместились с авангардизма в конструктивизм. Новые композиционные приемы предполагали наличие динамики изображений и самые разнообразные атрибуты индустриального мира: как сами заводы, так и отдельные детали, такие как серп и молот, шестеренки и прочие элементы с усиленным вниманием к их конструкции, отсюда и название стиля.
Все это было неспроста, политика партии делала упор на развитие промышленности и воспитании класса рабочих. В последующие годы промышленность еще не раз подстраивалась под политические акценты, поэтому по такой текстильной продукции в какой-то мере можно отследить исторические события и передовые течения в искусстве.