Мастера советского фарфора: скульптор Щербина Владислав Иванович
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
По сведениям археологов, на территории современной Латвии ювелирные изделия существовали уже 1,5...
Наверняка, трудно найти человека, для которого Новый год не является любимым праздником в году. Он отмечается не просто бурными массовыми гуляниями с массой вкусностей, но и повсеместными ярмарками, празднично украшенным городом, даже каждый отдельно взятый магазин или развлекательное заведение соревнуется за оригинальность оформления, а самым приятным является то, что все дарят друг другу подарки. Это сейчас, но что же было раньше?
Новый год в старину
Еще до крещения Руси славяне праздновали Новый год с момента пробуждения природы, то есть весной, приблизительно в марте. Фактически масленица выступает сохранившимся с языческих времен праздником в честь наступления Нового года. В зимний же период был другой праздник, эти торжества носили имя Коляда. Связан он был с зимним солнцестоянием, считая этот период поворотом к весне. Собственно, Коляда — это другое имя Солнца. Праздновали целых 12 дней: с 25 декабря до 6 января. Количество дней не случайно и считалось священным: ритуал проводили 12 жрецов, 12 суток горел огонь, брали воду из 12 колодцев для ритуалов, а гадали по 12 снопам.
На коляду зажигали полено, которое символизировало наше светило. У него было даже свое имя — Бадняк. Это символизировало зарождение нового Солнышка, которое принесет свет, тепло и благополучие в жизнь поселения. С этих же гуляний пошла традиция спускать горящее колесо с горы с присказкой: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!». Время было опасное по мнению народа, Солнышко молодое, нечистая сила и тьма только начала уступать, поэтому было принято вести себя необычно, чтобы отпугнуть нечисть.
Мужчины с женщинами менялись одеждами, детей наряжали во взрослых, вывернув все наизнанку, делали себе зубы из картошки и маски из коры, а лица раскрашивали всем что было поярче: свёклой, морковью и даже сажей. Постепенно песни и ритуалы колядования перешли на уровень своеобразных поздравлений и веселых развлечений молодежи.
Традиция украшать дом сосновыми и еловыми ветвями также пошла именно с тех пор. По поверьям древних славян колючки защищали жилище от злых духов, не давая им проникнуть внутрь дома. А вот добрых духов наоборот задабривали. К таковым относились Морозко, Трескун и Морок.
Это были исключительно зимние «божества», которые приносили с собой морозы, метели и сковывали реки льдом. Чтобы они стали более добрыми к людям, им преподносили съедобные подарки, которые ставили на окна, такие как кутья, блины и кисель. Постепенно превратилось в традицию отдавать это все ряженным за песни с плясками да шуточками.
Несколько позже появился еще один праздник в честь нового божества Овсеня. Наши предки считали, что именно он зажигает солнечное колесо. Чествовали его на Новый год, который теперь отмечали 1 марта. Самого Овсеня представляли в виде всадника, который привозил с собой сам Новый год. В эту ночь варили крупу, да не просто так, а с заклинаниями, чтобы будущий урожай был хорош.
При этом к крупе нельзя было прикасаться до того, как разгорится печь, а горшку следовало поклониться перед тем, как отправить его в печь. Но и это еще не все, если каша удалась, то хозяйка радовалась, так как Овсень остался доволен ее стараниями, благополучие и счастье не покинут дом, а вот если горшок лопнет или каша сбежит — быть беде.
Крещение Руси
С момента введения христианских традиций на Руси начало меняться многое. Великий Князь Иоан III в 1492 году добрался и до празднования Нового года и своим повелением перенес его на 1 сентября. По одной из версий это было связано с приданием, что Бог сотворил Землю именно в сентябре. По другой, что царь в этот день собирал подати и как бы подводил итог году.
Праздновали с посещением церкви, кто был обеспечен, старался выехать даже в столицу со своим семейством. Собирались ночью у старейшины рода, где всех угощали различными напитками. Но у простого люда такое время для праздника популярности не получило, так как год как бы начинался сбором урожая, что обычному человеку казалось абсолютно нелогичным.
Так продолжалось до восшествия на трон Петра I. В 1699 году им был издан указ праздновать Новый год 1 января. Причем не просто праздновать, а с народными гуляниями и прямо было указано поздравить друг друга. С этого момента церковный и гражданский праздники разошлись во времени. Но и 1 января был не простой день. В этот день отмечали память святого Василия Великого.
Причем праздновали пиром с главным блюдом в виде жаренного поросенка, а помимо этого, готовили массу блюд и напитков, так как считалось, как праздник отпразднуешь, так и следующий год жить в изобилии. В этот день надо было одеть все новое и не в коем случае не давать денег в долг, причем получить в долг было вовсе не проблемой, а весьма неплохой приметой, сулящей хорошие доходы в будущем.
Подводя итог вышесказанному, нужно отметить, что множество других традиций пошло именно с празднования Нового года и все они связаны с тем, что беспокоило людей всегда: богатый урожай, который обеспечит едой всю семью, добрые отношения, почитание предков и надежды девушек на удачное замужество, отсюда и гадания. Например, был обычай ходить по домам, разбрасывая цельное зерно с присказкой: «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!». В старину нужно было взять не любые зернышки, а именно с последнего снопа и обсыпать как самих хозяев, так и печку, что было пожеланием обилия в доме и плодородия на поле.