Мастера советского фарфора: скульптор Щербина Владислав Иванович
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
По сведениям археологов, на территории современной Латвии ювелирные изделия существовали уже 1,5...
Неотъемлемой частью русской культуры и искусства являются иконы, предназначение которых — быть посредниками между земным и божественным мирами. Они несут на себе изображения сцен на тему религиозных православных сюжетов, почитаемых верующими, которые стали частью жизни русского народа с 988 года н.э., а именно с крещения Руси.
Причем, если вначале такие религиозные атрибуты можно было увидеть исключительно в церкви, то позже в каждом доме стал появляться «красный угол» с изображениями Иисуса Христа, Божьей матери и святых покровителей, где вся семья могла обратиться к небесным покровителям. Рассмотрим несколько характерных фактов относительно таких образов.
Основные факты о русских иконах
Разумеется, иконы, которые можно было бы назвать исконно русскими, появились далеко не сразу. Изначально завозились образа из Византии, а монахи пытались создать подобные в том же стиле уже на месте. Самые первые святыни были привезены великим князем Владимиром для церквей Херсонеса и Киева. К огромному сожалению, из тех икон до наших дней не дошла ни одна, как и из более позднего периода. Несмотря на огромные художественные центры, располагавшиеся в Киеве, Переяславле, Смоленске, Чернигове и других крупных городах, судить об иконописи тех лет приходится по настенным росписям.
Самые ранние образа, которые сохранились до наших дней — это деревянные иконы VI века, выполненные в технике, подобной знаменитым «фаюмским портретам» (погребальным образам, найденным в Египте, времен Римского правления).
Иконы, пришедшие из Византии, были достаточно большими и массивными, такими же делали и первые русские копии. Причем Русь взяла себе именно иконы. Тогда как церкви Византии склонялись к мозаике и фрескам. Свой подход начал прорисовываться только около XII века благодаря мастерам из Новгорода. На принятый в иконотворчестве стиль наложились русские народные традиции. В результате стали использоваться новые цвета, в частности, зеленый и светло-желтый, начали применять черную обводку.
Со временем размер икон стали уменьшать и в то же время увеличивать детализацию. Трудно сказать, когда начали уходить от эллинского стиля в оформлении. Известно только, что в связи с отсутствием строгих канонов такой живописи к VIII веку пришли к достаточно серьезному свободомыслию в творчестве, которое проникло в культурную и государственную жизнь государства. Так как строгих догм не существовало, то особенно в удаленных от центральных надзорных органов местах создавались изображения, которые и вовсе позднее были отнесены к ереси.
По этой причине в 787 году состоялся Седьмой вселенский собор, где была сделана попытка ввести отдельные догматы в этой сфере, проведя серьезный анализ библейских основ с текущими христианскими веяниями. Тем не менее каждый мастер по-своему видел и писал.
В 1551 году православная церковь собрала поместный собор, который утвердил правила создания и экспертизы русских икон для храмов и монастырей. Иконотворчество уводили от понятий чувственного мирского, делали изображение более плоским и даже схематичным, в то же время ярким и выразительным, желая перевести мысли людей в духовную сферу. Именно на Руси появился многоярусный иконостас.
К XIV веку русская школа иконописи достигает максимального расцвета. Проявляют себя лучшие мастера и появляются знаменитые фамилии Андрей Рублёв, Дионисий, Феофан Грек. Также возникают центры в Грузии и других славянских государствах. Как и в любом виде искусства в какой-то момент происходит упадок. В данном случае этот спад начался с XVII века, когда начинают писать под заказ. В следующем столетии и вовсе старинную технику темперы сменяют масляные краски. Свой вклад вносит и то, что писать иконы начинают не только монахи, но и светские художники, причем даже не приобщенные к церкви.
Судьба икон во времена СССР была под угрозой. В молодом советском государстве была объявлена борьба с церковниками. Не обошлось без перегибов и множество ценнейших экземпляров вместо того, чтобы попасть в музей, были просто уничтожены. То, что осталось обычным людям было доступно к обозрению в разделе «Древнерусское искусство». А остальное или успели вывезти эмигранты, или спасли и спрятали отдельные люди, временами с риском для жизни и свободы.
Русские школы иконописи
Приходя в новую культуру, иностранные традиции, естественно, претерпевают изменения. Считается, что первая школа иконописи была создана в Киеве еще в XI веке. Ее мастера изначально приехали из Константинополя, а их последователи расписали в период с 1073 по 1089 год Успенский собор. Впоследствии во многих городах были основаны свои центры творчества, где изначально взяли традиции, пришедшие из Византии, но каждый привносил что-то свое. Татаро-монгольское нашествие нанесло непоправимый урон историческому наследию, так как множество старинных церквей было разрушено, а талантливые мастера попали в рабство к захватчикам.
Сохранить свою идентичность удалось Великому Новгороду. Основы этой школы были заложены еще в XII веке. Отличиями были:
При этом сюжетные композиции могли состоять из 1-3 персонажей, а могли быть насыщены событиями. Основной упор в сюжетах делался на жития святых. Интересный подход был в построении: в центре располагался портрет святого, а по краю в квадратах размещали отдельные примечательные эпизоды его жизни.
Последователями новгородцев стали матера Пскова. Школа была основана в XIII веке. Особенностями стали: асимметричность, светлые тона и отсутствие детализации. Позднее появилось больше динамики и темных, насыщенных красок. Огромными культурными центрами с XII и вплоть до конца XIII века выступали Владимир и Суздаль. Их живопись отличалась приглушенными красками, холодными тонами с присутствием серебра, они же первыми добавили в сюжеты элементы народного творчества.
Московская школа образовалась и смогла выделиться на фоне остальных намного позже, лишь к XIV веку. За основу были взяты опыт Владимира и Суздаля. Но здесь появилось больше детализации, бытовых сцен, переходы цветов стали мягче, а сами цвета ярче. Эти иконы делали нарочито большими.
Среди знаменитых школ более позднего периода необходимо отметить Строгановскую и Палехскую школы. Первая образовалась под конец XVI века, а вторая — в конце XVII века. Строгановские иконы отличались миниатюрным размером, сложной композицией, хорошей детализацией архитектуры и пейзажа с насыщенными цветами. Здесь присутствовала золотая и серебряная роспись.
Этот же подход взяли себе и мастера Палеха, но с особенной тонкостью письма, несколько вытянутыми изображениями и более сдержанной цветовой гаммой. Именно здесь начали писать иконы слоями в строжайшей последовательности: фон, природа, архитектурные элементы, одежда, лица и другие открытые части тела. Поверх наносили тончайший слой лака, после чего отдельные детали изображения осветлялись. Именно эта школа сохранилась до наших дней, благодаря хитрости мастеров, которые в советские времена перешли на шкатулки и другие украшения.