18 мая 2024

Широкую известность в узких кругах имеет художник Виктор Васин. Его самобытное, яркое и вполне современное творчество мало кого может оставить равнодушным. Сложнейшие, практически катастрофические, времена позволили сформировать не только его судьбу, но и особенности творчества.

Наследник отечественной школы живописи

Виктор Федорович Васин родился в 1919 году в Рязанской области. Его окружала удивительной красоты природа: леса, реки, озера и поля, что наверняка и заложило в него поэтическое восприятие мира. Мальчик рос увлеченным и впечатлительным.

Импульсивность характера будущего художника хорошо демонстрирует один эпизод из его детства: увлекшись живописью Айвазовского после переезда с родителями в Москву, мальчик решился на побег из дома желая познакомиться с великим художником лично и отправился в Севастополь, по дороге его поймали и объяснили, что его кумир умер еще в 1900 году. Но эти черты характера остались с ним на всю его жизнь.

Поступив в 1939 году в Московский институт прикладного и декоративного искусства на факультет монументальной керамики закончить обучение смог только после окончания военных действий, в которых принял непосредственное участие.

Дипломную работу, которой стало монументальное полотно «Александр Невский», не только по достоинству оценили преподаватели, но и выставили на всеобщее обозрение на ВДНХ. После такого успеха ему предложили место в Московском художественном институте им. В.И.Сурикова, где он проработал до 1953 года. В этот период времени, помимо написания картин, молодой живописец активно участвовал в росписи павильонов ВДНХ.

Несмотря на то, что среди его преподавателей было много именитых художников, Васин смог выработать собственный стиль, который хорошо вписался в требования времени. К основным особенностям можно отнести некоторую обобщенность образов, лаконичное отображение сюжета, классический подход к построению композиции и необычный выбор ракурса.

Что касается последнего, то большинство его картин как будто увидены из окна или мимоходом, что делает их близкими и понятными. В качестве примера стоит привести одну из знаменитых картин 1962 года «Ростовский кремль»: здесь показан не яркий монументальный фасад, как это сделали бы большинство художников, а вид с обратной стороны, где среди зелени разместилось поселение на фоне церквей и башен. Если автор желает показать портовую жизнь, то отображает это на холсте как бы из окошка деревянной избы. Все якобы случайно, просто мимоходом, без специальной задумки.

Тема индустриализации, образы рабочих людей со всей силой их характера и настроением, передают зрителю энергию и энтузиазм тех, кто с желанием и напором создавал новое государство. В спортивных сюжетах Васин передает радость силы и красоты молодых людей, причем именно радость сквозит во всех его работах. Видовые пейзажи из различных уголков нашей Родины, где присутствуют морские виды и пустыни, горы и холодные просторы, ряд композиционных портретов, получены в результате многочисленных поездок от южных регионов Крыма до севера.

И даже здесь, через цвет и световые решения мир представлен в самом светлом и оптимистичном настроении, которое обязательно передается наблюдателю, именно эмоциональный настрой и эмоциональное восприятие его картин, то, на что рассчитывал их автор и это ему удалось. Фотоаппарат далеко не всегда сможет передать момент так, как это сделает талантливый художник, пропустив видимое через свое восприятие мира.

18 мая 2024

Сейчас все украшения называют достаточно стандартизованно. На грудь — брошь, на палец — кольцо, на шею — бусы, максимум ожерелье или колье, да и то, мало кто знает, чем они отличаются. А ведь раньше такие нюансы были важны и того, кто путает понятия посчитали бы невеждой.


Исторические, но уже забытые названия украшений

Меняется мода не только на одежду, но и на аксессуары к ней, в том числе на драгоценности. Что такое тиара и диадема, наверняка, многие смогут себе представить, хотя и не каждый скажет, чем они отличаются. Но сейчас мало кто знает, что представляют собой:

  • арграф, фибула или фермуар;
  • склаваж;
  • кордельера;
  • парюра;
  • ривьера;
  • сотуар;
  • шатлен;
  • эгрет.

В современных, не только в антикварных, магазинах можно найти массу всего интересного. Так что стоит познакомиться поближе с такими названиями и будет шанс удивить и просветить продавца или своих знакомых.

Тиара и диадема

Изначально оба украшения являются облегченными вариантами короны. В древние времена их скорее можно было увидеть на голове представителей королевских семей на неофициальных мероприятиях. Тем не менее представительницы обеспеченных слоев общества, желая приблизиться к венценосным особам, также могли носить этот головной убор, в настоящее время такое украшение присутствует в наряде невесты, а также на многочисленных конкурсах красоты и может выступать наградой.

Обычно считается, что диадема более облегченный вариант головного украшения, который может не замыкаться и крепиться к волосам, а тиара – это настоящая корона. В некоторых источниках к тиарам даже относят драгоценные украшения, образующие полукруг, но в любом случае она должна быть одной высоты по всему периметру. Но сейчас эти правила не абсолютные и понятия могут быть взаимозаменяемы.

Арграф, фибула или фермуар

Все эти украшения представляют собой застежки для одежды, которые сейчас скорее назовут брошью. Первой была фибула — замысловатый, но недорогой крепеж, который изготавливался из металла и был предназначен для повсеместно распространенных плащей. Особых украшений на ней не предполагалось. Тогда как арграф, имеющий схожее предназначение – это ювелирное украшение. Он скреплял полы плаща, накидки и даже императорские мантии, а в других случаях мог выполнять роль броши.

Еще один вариант застежки, но в данном случае для других украшений – фермуар. Он выступал как основная крупная деталь украшения. В отдельных случаях фермуар (от французского «fermer», что переводится от «закрывать») служил самостоятельным украшением, как подвеска или та же брошь. Зачастую это крупный драгоценный камень в обрамлении более мелких камней, когда имел вид подвески, то размещался на ленте или бархотке.

Склаваж

Склаваж — это также вариант броши, имеющая форму банта и крепящаяся на бархатную ленту, которая украшала женскую шею. Название пошло от схожести с невольничьими оковами, так как украшение надевали высоко, под самое горло и оно плотно облегало шею. Сам бант исполнялся из ткани с декором из золота либо платины с россыпью драгоценных камней. В настоящее время этот вид украшения активно возвращается в коллекции модных кутюрье.

Кордельера

По сути, это прообраз монашеского пояса. Драгоценные нити, которые крепились к предплечьям стали модными во второй половине XIX века, чуть позже нити стали крепить у пояса. На эту конструкцию модно было подвешивать флаконы духов. Размер мог быть разным, вплоть от плечей до самого пола. Исполнение было из золота или жемчуга, а украшали кордельеру драгоценными камнями и цветными эмалями.

Парюра

Это не просто одно украшение, это целый комплект в одном стиле. Обычно входит от шести предметов и более: ожерелье, браслеты кольца и даже пуговицы. Это была исключительно статусная вещь, так как столько драгоценных предметов одновременно могли себе позволить только представители знати. Парюра была ценным подарком для нареченной, а впоследствии она выступала весьма дорогой фамильной реликвией и переходила по наследству.

Ривьера

В данном случае это не конкретное украшение, а принцип соединения камней. В переводе с французского «riviere» — это «река», то есть это ряд одинаковых камней, которые соединены единой нитью, что создает впечатление струи воды. Оправа исполнялась максимально незаметной. Часто такие «нити» красовались на шее или запястье царственных особ.

Сотуар

Такое украшение было практически обязательным для светских дам в начале прошлого века. Представляло собой оно длинное ожерелье: на драгоценной цепи крепились звенья драгоценных камней. Другой разновидностью сотуара выступает цепь с роскошно украшенным кулоном. Все это направлено было на то, чтобы в самом выгодном свете представить крупные и редкие камни. Стандартным оформлением такого украшения выступала кисть из кабошонов. Часто такая цепь из драгоценных камней или жемчуга подчеркивала обнаженную спину богатых представительниц знати на вечерних приемах.

Шатлен

Этот вид украшений использовали и мужчины, и женщины, выступая удобным аналогом несессера. На множестве цепочек крепилось все, что было необходимо его владельцу: ключи, часы, ножницы, а то и вовсе медальон с портретом любимого человека. Сам крепеж мог богато декорироваться камнями и эмалью, в него могли монтироваться часы, в этом случае это была дорогая статусная вещь, которую выставляли напоказ. В других случаях это были функциональные аксессуары, для того чтобы у его владельца все было под рукой, к примеру, у профессиональной швеи или медсестры.

Эгрет

Вначале это было исключительно мужское украшение для шляпы или даже прически. Такими заколками крепили плюмажи и оформляли тюрбаны, в том числе для закрепления ткани. Основой часто служил большой драгоценный камень, который оформляли перьями. Позже эргет мог крепить к наряду букет цветов, в таком случае это носило название «порт-букет». В XX веке эгрет стал одним из элементов стиля ар-деко.

12 мая 2024

Сейчас почти у каждого есть смартфон и при желании слушать музыку или аудиокнигу этого достаточно. Но еще совсем недавно музыка для праздника, любимые песни на каждый день, сказка для ребенка звучали на электрофоне или, как все называли этот прибор, «проигрывателе». Достать некоторые пластинки было весьма нелегко, их бережно хранили, ими менялись. Многие наверняка вспомнят фирменный знак: большая буква «М» со звездой, переходящая в горизонтальную спираль.

Рождение легенды

В советском союзе было несколько достаточно крупных заводов и студий звукозаписи, которые производили кассеты с пленкой и грампластинки миллионными тиражами. Часть мануфактур было национализировано из еще дореволюционных, в частности завод под Москвой в селе Апрелевка, созданный еще в 1910 году. Другие были созданы позже, включая массу небольших артелей, четыре завода полного цикла (в Ленинграде, Баку, Риге и Ташкенте) и огромное количество точек продаж.

В 1964 году было решено объединить хоть и курируемые единым государственным органом, но все-таки вполне самостоятельные предприятия под единым управлением. Новая компания получила название «Мелодия» и стала на многие годы всесоюзным монополистом в индустрии звука, определяя политику в этой обрасти и обеспечивая проникновение музыки в самые отдаленные регионы СССР через собственную сеть реализации.

Постепенно открываются новые крупные предприятия звукозаписи, в том числе в Москве, Алма-Ате, Тбилиси. Начиная с конца 1979 года запустили выпуск специализированного журнала «Мелодия — Каталог-бюллетень», в котором все желающие могли ознакомиться с письменными обзорами исполнителей, новинок в музыке и отдельными просветительскими статьями. В 1980 году сеть реализации пополнилась службой заказа и доставки «Пластинки-почтой», которая работала через систему Посылторга. Объемы выпуска составляли к тому времени свыше ста миллионов штук виниловых пластинок и более одиннадцати миллионов аудиокассет в год.

В ассортимент входили:

  • классическая, эстрадная и народная музыка;
  • литературные произведения, включая сказки для детей;
  • историко-политические записи.
  • мини-альбом ВИА «Веселые ребята» 1970 года был выпущен тиражом 15,75 млн экземпляров;
  • пластинка с песнями Пола Маккартни и группы «Wings» с ценником 3 рубля 50 копеек между коллекционерами ходила по цене в 200 долларов США;
  • самый дорогой альбом — записи Стаса Намина с группой «Цветы» к 50-летию группы оценивается в 15 тысяч рублей.

Что примечательно, основную свою цель руководство «Мелодии» видело вовсе не в распространении новинок музыки в массы, а в просвещении. Поэтому 95% выпускаемых пластинок и кассет включали учебные издания, в том числе для детей, радиоспектакли и некоммерческую музыку, в том числе патриотические песни и марши.

Экспорт, в том числе под заказ, осуществлялся в более чем 90 иностранных государств. За рубеж уходили главным образом произведения народного творчества и мировая классика. Обычно на таких грампластинках фирменный знак «Мелодии» не фигурировал. Только в 1973 году с момента подписания СССР Женевской конвенции по авторскому праву были урегулированы масса неудобных вопросов в части выпуска нелицензионных пластинок.

Именно с этого момента начинается выпуск самых желанных для советских меломанов записей иностранных исполнителей. Но не все было так просто, этим записям нужно было пройти через высочайшую комиссию (Совет по лицензиям), в которую входили государственные чиновники, работники культуры (композиторы, филофонисты, музыковеды), а также профессиональные переводчики. Комиссия анализировала каждую запись на политическое соответствие коммунистической идеологии, соответствие моральным устоям, причем не только самой песни, но и ее исполнителя. Множество жанров просто исключалось из рассмотрения по умолчанию. Тем не менее за почти 20 лет увидели свет около 370 разновидностей таких грампластинок, прошедших самый строгий отбор.

В начале 80-х годов прошлого века фирма «Мелодия» была одной из шести крупнейших компаний в сфере звукозаписи в мире. Она объединяла 8 заводов, крупнейшие студии звукозаписи, 5 из которых специализировались именно на грампластинках, 18 оптовых и около 35 тысяч розничных точек продаж, имела представительства в других странах и активно работающую вышеупомянутую сеть «Пластинки-почтой», которая продавала продукцию по номерам из каталога.

С распадом СССР в самом начале 90-х годов основные производственные мощности продали чешским бизнесменам, что позволило им моментально выйти на первые позиции по производству виниловых пластинок. До последнего времени фирма «Мелодия» крупнейший держатель авторских прав на аудиозаписи, а это свыше 240 тысяч позиций и более 90 тысяч уникальных аналоговых пленок. Вот только в 2020 году все 100% акций фирмы «Мелодия» проданы компании ООО «Формакс», ей перешли основные административные здания и архив. Остается надеяться, что переход в частные руки позволит более эффективно использовать исторически ценные записи и лучше обеспечить их хранение.

Интересные факты из истории компании

У фирмы «Мелодия» есть и свои рекорды:

  • мини-альбом ВИА «Веселые ребята» 1970 года был выпущен тиражом 15,75 млн экземпляров;
  • пластинка с песнями Пола Маккартни и группы «Wings» с ценником 3 рубля 50 копеек между коллекционерами ходила по цене в 200 долларов США;
  • самый дорогой альбом — записи Стаса Намина с группой «Цветы» к 50-летию группы оценивается в 15 тысяч рублей.

Из примечательных исторических фактов стоит еще упомянуть, что знаменитый логотип «Мелодии» предложил художник Андрей Крюков. Идея была в стилизованном изображении улетающей к звездам ракеты. Этому же автору принадлежит эмблема Спортлото.

10 мая 2024

Девушки и женщины всегда старались сделать себя привлекательней. Даже после Октябрьской революции, когда естественное стремление чрезмерно украсить себя формально считалось предосудительным, никто не отменял уход за телом. Для этого был создан трест «ТЭЖЭ», во главе которого на определенное время стала жена главы Совета народных комиссаров СССР Молотова Полина Жемчужина.

Как стать самой обаятельной и привлекательной в советском государстве

Выпускали достаточно широкий ассортимент продукции:

  • гигиенические средства: туалетное и хозяйственное мыло, зубные пасты и порошки;
  • уходовая косметика, в частности разнообразные кремы;
  • декоративная косметика: пудра, тушь, помада и другая;
  • парфюмерная продукция, в основном туалетная вода и одеколон.

Перечень выпускаемой продукции был достаточно широк, а цена была доступна каждому, причем она была даже ниже себестоимости, чтобы самый малообеспеченный человек мог себе это позволить. В 30-х годах политика в этой сфере начала меняться и модницы получили в свой арсенал еще большее количество продукции под лозунгом: «Все лучшее из европейских салонов – советской женщине».

Загадочное название

Название звучало весьма романтично на западный манер — ТЭЖЭ. Все понимали, что это аббревиатура, однако далеко не все догадывались, что за ней скрывается. И это неспроста. Гораздо красивее предполагать, что это сокращение от «Тайна Женщины», «Тело женщины», что-то на французском или хотя бы «Товары для Женщин», а не модифицированное название Треста «ЖирКость». Государственный трест высшей парфюмерии жировой и костеобрабатывающей промышленности) был образован в 1917 году на базе нескольких национализированных парфюмерно-косметических фабрик и мыловаренных заводов. Такой вариант и вовсе мог напугать особо впечатлительных особ женского пола. Весьма вероятно, что контора «Рога и копыта» из бессмертного произведения Ильфа и Петрова является пародией именно на упомянутый в настоящей статье трест.

В 1922 году в связи с многочисленными обращениями руководителей предприятий, входивших в состав треста, неблагозвучное название треста «Жиркость» заменили на «ТЭЖЭ» (Трест эфира жировых эссенций), а отдельные подразделения получили вместо номеров относительно привлекательные названия в духе времени. Времена были тяжелые, спрос огромный, поэтому общеизвестная фраза «судью на мыло» имела под собой вполне реальное основание — мыло варили, в том числе из бродячих собак и все это знали.

Направление развивалось, с 30-х годов особенный упор был сделан на производство и использование эфиромасличных культур, под что были созданы отдельные структуры, управления к ним, специализированные НИИ по душистым растениям и эфирным маслам, а также выделена отдельная специальность в образовательных учреждениях. Эти структуры периодически менялись, на месте упраздненных организовывали новые, но в том или ином виде регулирование парфюмерной промышленности осуществлялось обособленно вплоть до конца 50-х годов прошлого века.

С 1936 года руководит этим направлением «Главпарфюмер», но на продукции все также отображают привычные четыре буквы — ТЭЖЭ. Основные производственные мощности размещались в Выборге, выпуская по статистике послевоенного времени в районе 28% парфюмерно-косметической продукции в государстве, включая все перечисленные в начале статьи позиции, а также стиральные порошки, свечи и многое другое.

Среди знаменитых наименований ТЭЖЭ стоит вспомнить женские духи «Красная Москва» и мужской одеколон «Тройной». В довоенное время все производители парфюмерии подчинялись ТЭЖЭ и особенно в 30-е годы велась активная работа по пропаганде личной гигиены, что в частности было вызвано борьбой с эпидемиями. В результате СССР по выпуску парфюмерии обогнал саму Францию, отставая только от США и Великобритании.

Энергичная молодая руководительница треста Полина Жемчужная смогла убедить самого Сталина и ввести моду на то, что советская женщина обязана следить за своим телом, лицом, ногтями и волосами. Именно она смогла не просто развить парфюмерно-косметическое направление в советском государстве, но и поставить его на службу политической агитации, поэтому многие изделия скорее напоминали плакаты с лентами, знаменами, колосьями, серпом и молотом, красными пятиконечными звездами, изображениями Кремля, счастливыми и красивыми изображениями ударниц труда, колхозниц, спортсменок. К разработке упаковок привлекали самых известных живописцев того времени.

С этих пор в СССР начали открываться кабинеты массажа, электропроцедур и прочие, которые были доступны всем жителям СССР. А так как заграничная парфюмерия и косметика были подавляющему числу жителей недоступны, модницы расхватывали продукцию ТЭЖЭ. И так продолжалось до начала 50-х годов, когда началась новая эра с проникновением других производителей на рынок, в том числе иностранных и ТЭЖЭ пришлось потесниться.

6 мая 2024

Елена Михайловна (Моисеевна) Гуревич является одним из самых продуктивных скульпторов в сфере малых декоративных форм, столь популярных в советские времена и достаточно высоко ценимых коллекционерами в настоящее время. Она работала с керамикой, фаянсом и фарфором.

Ее произведения высоко оценены не только на отечественном рынке, но и за его пределами, что отмечено призовыми местами на выставках самого разного уровня. Основным её творческим направлением были русские национальные мотивы и животные или анималистика, как принято говорить в среде коллекционеров.

Читать далее →

6 мая 2024

Необходимость считать появилась у людей раньше, чем потребность записать что-либо. Вначале использовали подручные материалы: камушки, палочки, и конечно собственные пальцы. Но с усложнением счета совершенствовались приборы: вначале это был простейший абак (доска для счета), потом палочки Джона Непера, в 1620 году придумали логарифмическую линейку, но все это не позволяло полностью автоматизировать процесс.

Первое решение для полностью автоматического счета

Слово арифмометр произошло от двух греческих слов «arithmós» — число и «metr» — измерять. Сам прибор в классическом исполнении дает возможность производить основные арифметические функции: сложение, вычитание, умножение и деление.

Читать далее →

30 апреля 2024

Буддизм начал распространять свое влияние по миру в самом начале нашей эры. Уже в III веке стали ставить первые скульптуры Будды в Китае, а максимального расцвета данный вид искусства достиг к эпохе династии Мин. В это же время формируются определенные каноны.

От человека до бога

Реальную биографию Будды достоверно воссоздать нет возможности, уж слишком все обросло легендами и домыслами. В то же время предложенные им методы работы с сознанием и телом человека оказались настолько эффективными, что практикуются огромным количеством людей и в наши дни.

Читать далее →

30 апреля 2024

Иван Владимиров известен как баталист и как корреспондент. Множество его работ размещено в газетах дореволюционного времени и массовой периодической печати молодого советского государства послереволюционного периода.

Молодые годы

Родители, русский священнослужитель Алексей Владимиров и английская художница Элизабет Вакгорн, познакомились во время работы его отца в Англии в 1860-х годах. Через несколько лет они переехали жить в Россию, осев в городе Вильно, который позже стал называться Вильнюс, где и появился на свет 10 января 1870 года у них сын Иван.

Читать далее →

28 апреля 2024

Все люди, чье детство прошло в СССР, помнят смешных лягушек, разнообразных домашних птичек и прочих движущихся моделей, которые начинали шевелиться от простого и универсального заводного ключика. Подобные забавы были недорогими, и главное доступными, их можно было приобрести в любом игрушечном магазине, также с ними можно было познакомиться в детском саду. Выпускал такие забавные изделия производитель в Ленинградской области: Вырицкий завод металлоизделий.

История предприятия

Вырица — это в настоящее время один из самых крупных поселков городского типа в Гатчинском районе на юге Ленинградской области, считающийся духовной столицей данной местности. Благодаря тому, что поселение плотно обступал лес, еще задолго до революционных событий здесь основали лесопильную мануфактуру. Октябрьская революция вызвала необходимость национализации, что привело к созданию на его базе Вырицкого сельского потребительского общества, успешно продолжившего деятельность до самого начала ВОВ.

Читать далее →

28 апреля 2024

Все мы любим покушать, но, в связи с этим возникает серьезная проблема: сохранить продукты съедобными на продолжительное время, в частности, для военных походов или просто для семейного пользования. Одним из ценнейших изобретений человечества стало консервирование. Но, в связи с этим сразу же появилась проблема открытия консервной банки.

Из истории изобретения

Вопрос хранения был настолько актуальным, что в 1795 году во Франции была объявлена серьезная премия тому, кто предложит достойное решение. Первым, кто придумал консервную банку, которая позволяла сохранить продукты достаточно долго от порчи, был француз Николя Аппер. В 1809 году он получил патент на методику для стеклянных и металлических банок. Такого поразительного эффекта от относительно простой технологии не ожидал никто. Затруднения для походных условий составляло только то, что стекло было хрупким и достаточно тяжелым, а металл имел склонность ржаветь.

Читать далее →