Агитационный плакат, направленный на стимуляцию получения образования

22 января 2025

В советский период для агитации масс использовали максимально действенные способы, одним из них являлись плакаты. Основной целью ставилось поддержание любви к родине, формирование патриотических чувств. Печатные листы могли быть направлены на самые разные аспекты жизни: отдых, материнство, работу и так далее. В том числе они часто стимулировали выполнять трудовые нормы, получать образование.

Изображения отражали особенности жизни страны. К примеру, в годы ВОВ старались поддержать людей, укрепить их веру. Были призваны многие хорошие художники, реализующие одобренные задумки. Некоторые плакаты сохранились и были переведены на уровень шедевров той эпохи.

Военные агитационные плакаты

Подобные изделия начали создавать еще при Первой мировой, тиражи были значительными. Рисунки отправляли на фронт, клеили в населенных пунктах. Агитация способствовала патриотизму и достигла массовости в 1918 году. Работы обрели просветительский подтекст. Нужно было добиваться достижений, направлять людей на учебу и работу. Очень часто картинки были посвящены героизму трудящихся.

Когда началась ВОВ, плакаты изменились, они помогали добиться положительного восприятия родины и плохого образа врагов. Чтобы победить завоевателей, их должны были ненавидеть. Так появились драматичные, полные величия образы, а, чтобы картинки запоминались, добавляли меткие фразы. Каждый раз выпускали что-то новое, отражая ход военных действий. Изначально старались показывать карикатуры немцев, чтобы они казались беспомощными. Плакаты призывали к сдаче врагов, защите родины, предупреждали об опасностях и постоянно напоминали о дальнейшей победе. Известны героические работы В. Корецкого, по одной из картинок позже выпустили марку.

Плакат "Отстоим Москву!" 1941 года помогал противостоять вторжению врага, именно разгром под столицей стал базой для смены лидера в противостоянии, а определила исход битва при Сталинграде. Успехи ознаменовались рядом тематических работ, в том числе в честь города, удачного форсирования Днепра и других событий. Рисунок "Пьем воду родного Днепра" показывал нашего солдата, испившего воду из каски. Плакат "На Запад!" 1943 года показал суть переломного момента.

Далее города постепенно избавлялись от гнета фашистов, а печатные картинки поддерживали дух уставших жителей. Старались деморализовать неприятеля надписями: "Дойдем до Берлина!", славящими армию и намекающими на разгром. Далее рисовали сюжеты, позволяющие гордиться народом и страной, нашими защитниками, отражающие радость от освобождения сел и городов. Ко Дню победы приурочили огромное количество изображений, некоторые из героев имели реальных прототипов. К примеру, лейтенант Василий Голосов удостоился стать героем плаката "Красной армии — слава!" посмертно. Хотя он погиб во время сражений, его мечта «сбылась» в рисунке художника.

Советские плакаты других направлений

Встретить плакаты можно было практически где угодно. К примеру, вариант «На службе НЭПа» позволял рекламировать облигации. К сожалению, изменения в стране сделали их бесполезными. В 1920-х годах плакаты очень часто проектировались с целью порицания частных работников. Старались избавиться от торговцев, не являющихся членами кооперативов. Также выпущено много картинок, стимулирующих в них записаться, причем немедленно.

Власти учитывали текущий уровень грамотности. С учетом тяжелой ситуации, военных действий, удаленности некоторых населенных пунктов, далеко не все граждане были грамотными. В ряде случаев плакаты походили на комиксы, эта информация предназначалась низшим сословиям, не знающим грамоту. Текст читали те, кто умеет, остальные рассматривали картинки. Хорошо продумывались агитплакаты с инфографикой. К примеру, понятно и доступно пояснили замену продразверстки на натуральный налог (продовольственный). Специалисты смогли расписать, кто ничего не платит, куда уходят суммы и даже в чем такая потребность.

Для правильной агитации привлекали текстовиков и художников, имеющих отношение к разным творческим направлениям и одаренных талантом. В том числе данной работой занимались следующие граждане: Дайнека, Моор, Родченко, Бедный, Лавинский, Маяковский, Лисицкий и много других. Со временем такие художники направлялись на подготовку в полиграфический институт Москвы, МООССХ, академию искусств государственного значения. В 1974 году на уровне партии решили создать издательство «Плакат», ответственное за оформление и создание материалов. Привлекались ведомства и организации страны, в том числе Госстрах, Госбанк, Минфин.

Плакаты – реклама и агитация советский времен

Плакаты продвигали сберегательные кассы, безналичные платежи. После старта 1930-х годов появились новые функции сберкасс, в том числе стала доступна телефонная связь, внесение коммунальных платежей. В тот период кредитных карт не было, а сберкассы позволяли ездить налегке, в том числе в другие города, на отдых. Наличные предлагали получить в любой точке страны. Агитация была нужна, чтобы снять опасения граждан.

Очень много плакатов посвящали обучению, основное население было необразованным, а социализму требовались грамотные люди. Постепенно смысл таких агитаций потерялся, но их продолжали создавать и развешивать. Это было что-то вроде искусства. Примеров масса: «Учись и работай, работай и учись!», «Я сама», посвященный совету выполнять задания в школе своими силами, «Учись отлично», «Береги книгу», «Только трудолюбивым и умелым место в ВУЗЕ» и так далее. Каждое послание имело смысл, вдохновляло и показывало, на что нужно равняться детям, молодежи и взрослому населению.

«Лавка Старины» предлагает изучить, приобрести агитационные плакаты времен СССР. Мы выполняем оценку, приобретаем старинные изделия и занимаемся их продажей. В наличии только самые интересные и необычные вещи. На странице вы можете изучить плакат, указывающий на важность книг.