30 апреля 2024

Буддизм начал распространять свое влияние по миру в самом начале нашей эры. Уже в III веке стали ставить первые скульптуры Будды в Китае, а максимального расцвета данный вид искусства достиг к эпохе династии Мин. В это же время формируются определенные каноны.


От человека до бога

Реальную биографию Будды достоверно воссоздать нет возможности, уж слишком все обросло легендами и домыслами. В то же время предложенные им методы работы с сознанием и телом человека оказались настолько эффективными, что практикуются огромным количеством людей и в наши дни.

В то же время по всем версиям будущий духовный учитель был человеком, родившимся принцем и жившим до 29 лет в полнейшем благополучии. Известно даже его мирское имя: Сиддхарта Гаутама Шакьямуни. Выйдя в обычный мир, увидев болезни и страдания простого народа, он был столь шокирован, что не смог продолжать жить дальше, как прежде, отказался от всего своего богатства и семьи, ушел странствовать.

Дабы постигнуть истину, он в какой-то момент решил отстраниться от всего мирского, сев в позе лотоса и погрузившись в медитацию. Никакие искушения не смогли сбить его с выбранного курса и через сорок девять дней, не проронив ни одного слова, он достиг просветления.

Буддизм сосредоточил в себе несколько, казалось бы, простых и правильных заповедей: благие намерения, правильная речь, соответствующий образ жизни. Всю свою жизнь, после просветления, которая по основной массе источникам завершилась в 80 лет, он передавал знания своим ученикам. После его смерти последователи стали создавать статуэтки, как образ своего учителя, символ его духовной силы, так как людям необходим вещественный объект для поклонения.

Особенности изготовления

Возвращаясь к буддийским статуэткам, необходимо отметить, что все они имеют определенные общие стилистические черты, в частности, существуют определенные пропорции, которые используются при изготовлении таких статуэток. В то же время даже черты лица могут серьезно отличаться, не говоря уже об одеяниях. К примеру, плащ может быть накинут на одно плечо или закрывать оба, быть прямым или со множеством складок. Все эти различия делают каждое изваяние уникальным и миниатюрные копии любого из исторических творений привнесет свое очарование в интерьер дома.

Буддистские скульптуры изготавливали и изготавливают из самых различных материалов, чаще из железа, меди и латуни, реже из камня, кости, глины, а также драгоценных металлов серебра и золота. Для сплавов применяли олово, никель, ртуть, свинец и некоторые другие металлы. Самым надежным из сплавов считалась бронза, так как она не подвержена внешним воздействиям, поэтому не удивительно, что основная масса статуэток, дошедших до наших дней в хорошем состоянии, создана именно из этого сплава.

Для лучшего понимания стоит ознакомиться с типичными образами, которые можно встретить:

  • Будда Шакьямуни: образ последнего воплощения Будды на Земле с типичными жестами двух рук, один из которых символизирует призыв Земли в свидетели (ладонь опирается на колено, а пальцы касаются трона-лотоса), а второй – положение медитации (ладонь развернута вверх и пальцы раскрыты), именно так представляют момент просветления основателя религии;
  • Будда Ваджрасана: от предыдущего варианта отличается наличием перед пьедесталом ритуального оружия, символизирующего мгновенное просветление (сфера, с противоположных сторон которой вырываются молнии);
  • Будда с Патрой: с монашеской чашей для подаяний в руках, символ отречения от всего мирского и сострадания к ближнему;
  • Коронованый Будда: в монашеской одежде, высокой прической, иногда с украшениями в виде серег, с ожерельем на шее, роскошным поясом, что в целом символизирует подчинение мирской власти истинным ценностям и пути, ведущему к освобождению;
  • Авалокитешвара: Будда, имеющий восемь рук и одиннадцать голов, что показывает возможность проявить сочувствие и милосердие к страждущим большим количеством разнообразных способов;
  • Манчжушри: это молодой принц, сидящий верхом на льве, в правой руке у него меч, рассеивающий неведение и иллюзии, в левой — книга или лотос, внутри которого свиток, все это символизирует мудрость и призыв встать на путь пробуждения;
  • Амитабха: Будда в позе длительной медитации со сложенными на коленях руками, которые соединяются большими пальцами, причем левая кисть — это символ реальности, правая кисть – просветления, а их единение в виде чаши – готовность к наполнению знаниями и победе над иллюзией материального мира.

Есть еще масса образов Будды, каждый из которых имеет свое символическое значение. Некоторые из этих экземпляров оцениваются в огромные суммы, достигающие 500 тысяч долларов. Разумеется, это древнейшие из сохранившихся экземпляров, которым иногда свыше 500 лет. Они бережно хранятся в частных коллекциях и музеях Индии, Непала, Китая, Японии, Соединенных Штатов Америки и некоторых других. Найти оригинал в свободной продаже весьма сложно, в основном это подделки, а вот копию хорошего качества заполучить намного проще и дешевле.

Есть еще определенные обязательные атрибуты-дополнения к статуэтке для создания полноценного домашнего алтаря:

  1. Основа тела — сама статуэтка.
  2. Основа ума — ступа, полость которой заполняется молитвами, благовониями или дорогими подношениями, или колокольчик, как символ чистого и просветленного ума учителя.
  3. Основа речи — книги, свитки или просто текст из сутр.

Алтарь не должен быть перегружен, но здесь будет уместен молитвенный барабан, лампада, благовония, цветы, вода для питья и омовений, вкуснейшие яства в чаше, а вот фотографии ваших родственников тут вовсе не к месту. Обязательным элементом данной практики являются подношения, причем необходимо понимать, что в них нуждается не Будда, а сам человек, стремящийся к просветлению. Необходимо отдавать все с чистыми и искренними намерениями.

30 апреля 2024

Иван Владимиров известен как баталист и как корреспондент. Множество его работ размещено в газетах дореволюционного времени и массовой периодической печати молодого советского государства послереволюционного периода.


Молодые годы

Родители, русский священнослужитель Алексей Владимиров и английская художница Элизабет Вакгорн, познакомились во время работы его отца в Англии в 60-х годах XIX века. Через несколько лет они переехали жить в Россию, осев в городе Вильно, который позже стал именоваться Вильнюс, где и появился на свет 10 января 1870 года у них сын Иван.

Его образованию уделяли массу внимания, да и он сам был достаточно любознателен, читая книги и с интересом слушая рассказы отца. По наследству ему перешла и любовь к рисованию, поэтому в 16 лет он пошел учиться в Виленскую рисовальную школу, где проявил редкий талант. Но в какой-то момент мечта стать военным перевесила, и он поступил в Санкт-Петербургское юнкерское училище. Блестящей военной карьере, которую ему прочили учителя, помешали проблемы со здоровьем.

В результате в 1891 году молодой человек идет в Санкт-Петербургскую академию художеств. Во время получения образования он уже начал подрабатывать художественным корреспондентом, так как для периодических изданий в те годы было дешевле нанять живописца, чем покупать фотографии, а Владимиров отличался скрупулезной точностью в своих зарисовках.

После окончания учебы, любовь к живописи и военному делу объединились в работе военного корреспондента. За проявленное мужество и замечательные иллюстрации военных баталий 1817–1864 годов на Кавказе он был удостоен серебряной и золотой медали, а также получил класс художника первой степени. Среди самых знаменитых работ тех лет «Взятие турецкого редута» и многие другие.

Свидетель жестокой реальности

К военным репортажам он вернулся в 1904 году с началом Русско-японской войны. Помимо газеты «Нива», с которой художник сотрудничал многие годы, его работы использовали в прессе Англии и Франции. Наиболее удачные полотна тех лет «Артиллерийский бой», «Орудие в опасности», «В Маньчжурии», «Допрос пленного», «Вернулся с войны». Именно в эти годы он получил признание и известность как художник-репортер, достоверно отображающий действительность «без прикрас»: смелость бойцов, лишения мирного населения, страдания пленных.

В относительно непродолжительное мирное время произошел интересный инцидент. В 1911 году была выставка модернистов, и Иван Владимиров попытался принять в ней участие. Все его работы отклонили как устаревшие. Для того чтобы поиздеваться и продемонстрировать реальную ценность оппонентов, художник, не слишком считаясь с точностью, как в линиях, так и в цветопередаче, быстренько создал три полотна и от имени гипотетического Карла Флинта из Хельсинки направил их организаторам.

Критики высоко оценили работы, назвав автора «самородком» и «четко отражающими современное мировоззрение». Под конец экспозиции в прессе появилась статья настоящего автора с разоблачением и истинным мнением о «новаторских» веяниях. В результате этого Ивана Владимирова засыпали письмами, как восхищенными, так и с угрозами расправы. В числе поддержавших его живописцев был Илья Репин, который назвал картины модернистов «мазилками».

Все приобретенные за долгие годы навыки агитационной живописи, реалистичного изображения военных действий и военного быта ему пригодились в годы Первой мировой войны, а после революции по достоинству были оценены вождями советского пролетариата. Здесь он стал помимо прочего востребован как создатель патриотичных плакатов с призывами поддержать армию.

Примкнув к группе мастеров соцреализма, художник почувствовал себя в своей среде, а популярность его возрастала с каждым днем. Эпичное произведение искусства «Ленин и Сталин в Разливе» хорошо представляет тот период. Также он плотно помогал милиции Петрограда, создавая фотороботы подозреваемых.

В 1922 году он становится членом Ассоциации художников революционной России, считая, как и все его соратники, что высший долг живописца перед человечеством — запечатлеть для потомков значимые моменты. Его картины с документальной точностью переносили на полотно революционный период истории. Помимо этого, он не бросил создание собственных зарисовок с отдельными моментами происходящего в обычной жизни, многие из которых нелицеприятно представляли действительность тех лет, поэтому только сейчас стали доступны широкой публике. Его работы размещали в музеях, в советской прессе, а в 1937 году они даже попали на Всемирную французскую выставку.

Военная тематика вернулась в творчество художника с началом советско-финской войны в 1939 году. В силу уже немалого возраста (ему было уже 69 лет) принять непосредственное участие в событиях на передовой он не мог, но помогала пресса и хорошая фантазия. ВОВ застала его в Ленинграде, в 72 году мечтать об активной помощи уже не приходилось, и художник сосредоточился на том, что умел лучше всего, на живописи.

Здесь стоит упомянуть дневник со страшными зарисовками с говорящим за себя названием: «Памятка о ВОВ. Блокадные заметки 1941–1944 годов». Теперь это уникальный исторический материал-памятник мужества жителей и защитников города-героя. За внесенный вклад в искусство Владимиров по окончании военных действий был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а спустя год ему дали звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Жизненный путь художника завершился 14 декабря 1947 года. А память о нем живет в его многочисленных творениях, которые можно увидеть, в частности в Третьяковской галерее, Музее Революции СССР, Музее Великой Октябрьской социалистической революции и Русском музее. Коллекционеры охотно приобретают его картины на аукционах, с трепетом относятся к своим собраниям, но иногда приоткрывают завесу и для массовой публики.

28 апреля 2024

Все, чье детство прошло в СССР, помнят смешных лягушек, разнообразных домашних птичек и прочих движущихся моделей, которые начинали шевелиться от простого и универсального заводного ключика. Подобные забавы были не дорогими и главное доступными, их можно было приобрести в любом игрушечном магазине, также с ними можно было познакомиться в детском саду. Выпускал такие забавные изделия производитель, разместившийся в ленинградской области: Вырицкий завод металлоизделий.

История предприятия

Вырица — это в настоящее время один из самых крупных поселков городского типа в Гатчинском районе на юге Ленинградской области, считающийся духовной столицей данной местности. Благодаря тому, что поселение плотно обступал лес, еще задолго до революционных событий здесь основали лесопильную мануфактуру. Октябрьская революция вызвала необходимость национализации, что привело к созданию на его базе Вырицкого сельского потребительского общества, успешно продолжившего деятельность до самого начала ВОВ.

Когда же территория была освобождена от фашистских захватчиков в 1944 году вместо кооператива организовали артель инвалидов. На конец 1945 года артель осуществлял деятельность по следующим направлениям:

  • создание механических игрушек;
  • гончарное дело;
  • стекольное производство;
  • производство навесных замков.

Постепенно ассортимент изделий рос. В 1947 году на базе металлоштамповочного цеха стали выпускать пружины и метизы, разнообразие игрушек также растет. С 1960 года артель перевели в статус бытового комбината, построили новые производственные цеха. Спустя два года случилась новая реорганизация, получая название Ремонтно-механический завод. В этом же году к нему присоединяют Красносельский ремонтный завод.

Известное по наши дни название Вырицкий завод металлоизделий получил в 1966 году в момент перехода. Профиль выпуска сосредотачивается на непродовольственных товарах народного потребления, для чего провели полную реконструкцию заводского оборудования и переобучили рабочих. За последующие 18 лет были построены и оборудованы множество новых цехов, в том числе механический, гальванический, термопластавтоматов и многие другие. Именно в этот период времени были придуманы и увидели свет знаменитые на весь мир игрушки.

Вспомним некоторые из них:

  1. Дюймовочка — кувшинка открывалась, там находилась миниатюрная девочка, а лепестки кружились вокруг нее, танцевала и Дюймовочка, пока хватало завода, в завершение действа цветочек закрывался.
  2. Петушки, курочки, цыплята, канарейки клевали невидимые зернышки.
  3. Собачки и кошечки ходили и двигали хвостиком.
  4. Зайчик грыз морковку.
  5. Утенок гонялся за мотыльком.
  6. Животные-музыканты изображали соответствующие движения: мишка играл на балалайке, слон стучал в барабан.
  7. Плавали уточки, дельфинчики, киты и другие представители водного мира.
  8. Транспортные средства и прочие механизмы были представлены в широком ассортименте: поезда, автомобили, самолеты, подъемные краны и множество всего другого.

Все эти игрушки начинали движение после завода ключиком и дарили ребенку море радости с налетом легкого чуда. Наверняка большинство из нас с теплотой вспомнят что-то из своего детства. А некоторые ценители бережно собирают и сохраняют отдельные экземпляры, которые создавались прочными, не в пример современным изделиям, поэтому работают до сих пор.

Современный этап

Пережил завод и крах советской эпохи. Менялась форма собственности, с 2000 года провели реконструкцию и внедрили новые технологии. Благодаря наличию инновационного оборудования по литью и обработке металла, запустили выпуск газовых принадлежностей, регулирующих элементов, вентилей, редукторов, регуляторы расхода газа, а также горелок и резаков.

Вот только история выпуска игрушек осталась далеко в прошлом, завершив свою историю еще в 90-х годах прошлого века. Причиной тому стало появление массы игрушек на батарейках или с электроприводом, ну зачем напрягаться и заводить ключиком то, что можно запустить кнопкой, а работает намного дольше. Помимо этого, появилась масса дешевых китайских аналогов, правда работали они недолго, но много ли, кто об этом сейчас думает. Милые и добрые игрушки, которых сейчас так не хватает подрастающему поколению.

28 апреля 2024

Все мы любим покушать, но, в связи с этим возникает серьезная проблема: сохранить продукты съедобными на продолжительное время, в частности, для военных походов или просто для семейного пользования. Одним из ценнейших изобретений человечества стало консервирование. Но, в связи с этим сразу же появилась проблема, как открыть консервную банку.

Из истории изобретения

Вопрос хранения был настолько актуальным, что в 1795 году во Франции была объявлена серьезная премия тому, кто предложит достойное решение. Первым, кто придумал консервную банку, которая позволяла сохранить продукты достаточно долго от порчи, был француз Николя Аппер. В 1809 году он получил патент на методику для стеклянных и металлических банок. Такого поразительного эффекта от относительно простой технологии не ожидал никто. Затруднения для походных условий составляло только то, что стекло было хрупким и достаточно тяжелым, а металл имел склонность ржаветь.

Новый принцип консервной банки был придуман всего год спустя. Питер Дюранд придумал покрывать сталь тонким слоем цветного металла (в те времена использовали олово), что позволило защитить сталь от коррозии. Спустя еще два года в Англии продажа консервов приобрела промышленные масштабы. Вот только вес такой банки был весьма большим, даже больше того, что было внутри нее, а для открытия банки применяли зубило с молотком, а то и вовсе топор. Производители явно даже не пытались подумать об удобстве пользователей.

Только к середине XIX века смогли создать тонкую жесть, которая используется для консервных банок по наши дни. Разрезать такой металл уже можно было обычным ножом, только это было весьма рискованно, так как при малейшей неосторожности руку можно было сильно порезать, да и край после такого вскрытия представлял немалую опасность.

Изготавливали такие банки вначале исключительно руками, так что выпуск был лимитирован возможностями самого жестянщика, который мог за день сделать максимум 60 банок. Штамповать корпус научились немного позже, но припаивать верхнюю вручную пришлось еще лет 50. Российская Империя запустила первую консервную мануфактуру в 1870 году. К началу следующего века открылось уже достаточно много крупных перерабатывающих заводов по производству рыбных и мясных консервов. Открывали рыбные предприятия рядом с местами добычи, соответственно начали строительство с Астрахани.

Первый консервный нож был предложен американцем Эзрой Уоренором в 1858 году. Он имел два лезвия: первое удерживало устройство на краю банки, а второе – разрезало жесть. Более удобный вариант «консервного ключа», который известен нам с времен СССР, достаточно близок к тому первоначальному изобретению. В 1860 году появилась практика продажи консервов вместе с ножом для их открывания. Что интересно, первоначально такой ключ использовали также для коробов с запалами для гранат и патронов. Самая знаменитая модель военного ключа Р-38 (38 раз нужно было качнуть ключом для вскрытия банки тушенки), которая шла в наборе американского военного сухпайка 1943-1981 годов.

То, что можно использовать механику вращающегося колеса для упрощения процесса, додумались еще в 1870 году, вот только механизм был сложноват: для начала надо было проткнуть крышку острым стержнем, отрегулировать длину, зафиксировать гайкой, только после этих манипуляций вращением ручки нож двигался по кругу. Только спустя более полувека, в 1925 году, к конструкции было добавлено второе зубчатое колесо, которое достаточно надежно зажимало край банки и именно в таком виде эта модель консервного ножа известна в наши дни, причем иногда дополняется магнитами для удобства фиксации или электроприводом для снижения усилий пользователя.

Еще лучше придумали мастера американской компании Bunker Clancey Company, это один из самых удобных вариантов, который есть на наших кухнях, стал доступен с 1931 года: две ручки при сжатии захватывали край банки двумя колесами, одно – с острым краем, второе – с зубчатым, а поворот ключа приводил к вращению режущего круга, постепенно разрезая крышку вдоль обода. В 80-х годах прошлого века был предложен еще один, менее известный вариант: тогда как все «открывалки» режут крышку внутри обода, эта, используя принцип последней описанной выше, срезала крышку с внешней стороны обода, что позволяло, пусть и негерметично, но «закрыть» банку, служа временной крышкой.

Достаточно быстро сообразили, что этот предмет в простом исполнении хорошо подходит для набора инструментов в складных ножах. Вначале, как всегда, освоили новшество в армии, но вскоре такой инструмент вошел в состав туристических наборов. Технологии ХХ века развивались быстро, вскоре в быту появились не только портативные, но и стационарные, а теперь и электрические, избавив от необходимости монотонного ручного труда.

18 апреля 2024

Одной из жемчужин русского декоративно-прикладного искусства является Палех, сейчас незаслуженно немного забытый. Этот центр международного значения разместился в Ивановской области. К сожалению, интерес к декоративно-прикладному искусству угасает, но мастера продолжают творить, и редкие теперь коллекционные предметы пользуются хорошим спросом у истинных ценителей.

Секреты творцов

В поселке живет всего 5 тысяч жителей, а сторонние не спешат ехать учиться в местные художественные школы, так что с трудом набирают учеников из местных жителей. А ведь раньше конкурс был побольше, чем в некоторые ВУЗы, бывало и 10 человек на место. Ехали со всего необъятного Союза по 20 тысяч человек в год в качестве туристов, просто посмотреть и немного приобщиться к древнему искусству, привезти сувениры.

Читать далее →

18 апреля 2024

Каждый из нас пользуется косметикой, а многие и парфюмерией. Некоторые коробочки сейчас создаются настолько привлекательными, что зачастую их жалко выбрасывать. Но когда появились первые специализированные упаковки?

История возникновения

Эволюция средств для повышения личной привлекательности имеет древнюю и интересную историю, в неразрывной связи с ней шло и развитие упаковки для косметических средств. Первоначально средства и препараты помещали в обычные емкости: горшки из глины, мешочки из шкур и прочие. Об эстетической привлекательности или информационном сопровождении речь не шла, важно было сохранить и доставить продукт потребителю.

Читать далее →

16 апреля 2024

Одной из ярких особенностей христианства является колокольный звон или благовест. Некоторые называют его музыкальной молитвой, связывающей Небо и Землю. Благовест уносит души верующих от мирских дел и забот к мыслям о вечном, формируя возвышенный настрой, иногда спасая от тревожных мыслей. Считается, что звон колоколов символизирует распространение православия по всему миру.

История возникновения

В христианстве колокола появились не сразу. Вначале знаком к началу богослужения выступал звук ударов колотушки в металлическую, а то и деревянную доску. Согласно легенде, священнослужитель одного из городков провинции Кампания в Италии, живший на рубеже IV и V веков, как-то прилег и заснул на поле.

Читать далее →

14 апреля 2024

Как все знают, первоначальным источником освещения в жилище выступал очаг, позже появились факелы, потом были масляные светильники, лучины и лампады. Но человеку не хотелось жить в сумерках, поэтому уже во времена Византийской империи люди придумали собирать несколько лампад на едином бронзовом основании, что и стало прообразом первой люстры.

Первые люстры

Лампады, которые крепились к потолочным светильникам, имели форму чаши, наполнены они были маслом или животным жиром, а для получения света в емкость помещали фитиль и каждый отдельный светильник в конструкции приходилось отдельно поджигать, а потом тушить. Для крепления применяли подвесные банки или специальные консоли. В любом случае такая конструкция была доступна только весьма обеспеченным представителям высших слоев общества.

Читать далее →

14 апреля 2024

На многочисленных предметах искусства часто можно увидеть маленьких мальчиков или ангелочков. Обычно это совсем маленькие детки, зачастую с крылышками, либо полностью, либо частично обнаженные. Категория таких антикварных украшений называется «путти» и происходит от итальянского слова «putto», что в русской транскрипции ближе всего к «путто» и обозначает маленького мальчика, чей образ можно встретить в искусстве, начиная с эпохи Ренессанса. Путти воплощали в себе нежность, игривость, доброту, детскую беззаботность и чистую любовь. Фактически смысл образа и его история намного богаче и глубже.

Популярный образ Средних веков и Нового времени

Изображать обнаженных девочек, даже самых маленьких, издревле считалось постыдным и непристойным. Поэтому раздетыми в искусстве можно встретить исключительно мальчиков. Первые такие изображения найдены на саркофагах, возраст которых относят к V-III векам до н.э. Ангелочки обычно встречаются в мифах и легендах как второстепенные, но весьма важные участники.

Читать далее →

6 апреля 2024

С этим прибором знаком с детства практически каждый из нас. Офтальмоскоп — это прибор для исследования глазного дна, позволяющий визуализировать его заднюю стенку. Но еще 200 лет назад такого устройства не существовало, и его изобретатель сделал настоящий прорыв в медицине. Начало истории стартует в 1851 году, а автором первого инструмента, который был пригоден к практическому использованию, выступил Герман фон Гельмгольц.

Немного о мировоззрении и биографии автора инструмента

До изобретения прибора понимания физической природы зрения не было. Некоторые ученые считали, что у человека задняя часть глаза черная, а у собак и кошек белая и светится. Только швейцарский врач Жан-Луи Прево смог обосновать, что свет был отраженным, а не исходил от источника внутри глаза.

Читать далее →