Акционерное общество Гранберг из Стокгольма

28 июля 2024

История, это не только тексты, но и изображения. Наиболее точно и красочно виды передают сохранившиеся до наших дней почтовые открытки. Имена крупнейших производителей таких открыток хорошо известны, их изделия бережно хранятся коллекционерами и музеями, их можно найти в антикварных магазинах и на интернет-площадках. Одно из самых знаменитых предприятий принадлежало шведскому предпринимателю Гранбергу, который наладил тематический выпуск открыток с видами городов Российской империи начала прошлого века.

История успеха

Карл Густав Гранберг родился в обычной шведской деревеньке в 1865 году. Его отцом был член совета населенного пункта Ларс Петтер Гранберг. Семья была большая: у него было 10 братьев и сестер. В дальнейшем только Карл покинул свой хутор и кардинально изменил направление деятельности, остальные братья выбрали путь фермеров.

Точно не известно, где начинал карьеру будущий бизнесмен, но в 17 лет он поехал на заработки в один из крупнейших городов Швеции Линчепинг, где устроился работать офисным помощником. Проявив недюжинный талант в продажах, приблизительно в возрасте 20 лет он переходит работать в сферу торговли книгами, начав трудиться в компании Хассе В. Тульберга, владельца книжного магазина.

Стараясь постепенно расширить ассортимент продукции, начинает осваивать пограничные сегменты рынка: в частности, за счет продажи разнообразных бланков и форм, еще позже начинает выпуск открыток, которые активно начинают использоваться для отправки сообщений вместо простых писем на бумаге. Карл нашел общий язык с работодателем, который оценил его способности. Путешествуя по стране, выезжая в соседние государства, молодой человек заезжал и в Россию.

В 1888 году Тульберг решает перенести весь свой типографский и издательский бизнес в Стокгольм и Гранберг переезжает с ним. Вскоре бизнес разросся настолько, что в 1890 году было принято решение производство открыток сделать обособленным предприятием, Карл Гранберг с этого момента является генеральным директором и частичным владельцем бизнеса. Открытки цветочной, пейзажной и видовой тематики охотно заказывали не только в Европе, но и из стран Азии и Америки. Изначальная литография постепенно сменилась фотографическими изображениями.

В 1895 году Карл женится на Терезии — дочери одного из богатейших людей Швеции, владельца переплетного бизнеса Педера Мозес Херцога. Одновременно между Гранберг и Тульберг часто возникают конфликты, постепенно отношения настолько обострились, что бизнес решили поделить и в 1896 году Гранберг выкупает открыточный бизнес у своего партнера, после чего присваивает компании свое имя, теперь она носит название Granbergs Konstindustri Aktiebolag или сокращенно GKA (на открытках встречаются оба варианта).

Фирма, как и прежде, специализировалась на выпуске поздравительных и видовых открыток. Причем печать осуществлялась в подавляющем большинстве в Германии. Расширяя территорию охвата, Гранберг начал активизировать отношения с Россией. Именно заказы из самых различных уголков необъятной Российской империи стали основой роста его благосостояния.

Среди его ассортимента были виды столичного Санкт-Петербурга, Москвы, Томска, Крыма и многих других городов. Россия и европейские страны принесли ему огромную прибыль и бизнес процветал. Объемы продаж вывели компанию на второе место в мире. В то же время создавать открытки становилось все проще, конкурентов хватало даже внутри страны, расслабляться не приходилось.

В процессе его общественной деятельности Карл Гранберг получает заслуженные награды за гражданские заслуги: в 1902 году он удостаивается шведского королевского ордена Вазы и в 1905 году — ордена Полярной звезды. Помимо этого, в 1904 году его назначают консулом Кубы, которая освободилась от ига Испании и нуждалась в собственном представителе.

На Олимпиаде в Стокгольме 1912 года компания Гранберга получает эксклюзивные права на съемку, а также на продажу открыток, что демонстрирует весьма большое влияние владельца. Но вмешались не зависящие от экономики факторы, начинается Первая мировая война, а затем и революционные события в России, после чего любая деятельность иностранных компаний там стала невозможной, а все активы безнадежно потеряны.

В результате утраты основного рынка сбыта, объемы моментально упали, в 1921 году компания фиксирует убытки. Семья бизнесмена переезжает из престижного района на берегу моря в более простое жилье, благо дочери уже выросли и вышли замуж. В это же время Карл Гранберг получает должность генерального консула Болгарии. Но потеря любимого дела сильно сказалась на здоровье и в 1923 году он умирает от инсульта в возрасте 58 лет.

Открытки с видами Российской империи

Чтобы лучше понять масштабы бизнеса в России, необходимо отметить, что тематических выпусков насчитывалось около 8 тысяч. Это были не только удачные ландшафтные виды городов, это могли быть фотографии конкретных зданий, в том числе учебных заведений, пейзажи, технологические новинки вроде железных дорог, проложенных в труднодоступных местностях, или репродукции полотен различных художников.

Были и серии, к примеру, в период с 1904 по 1909 год вышла подбора открыток в тематике «Виды Крыма»: здесь можно увидеть дворцовые комплексы, отдельные усадьбы, курорты, храмы, а также парки и сады Крымского полуострова. Цена на такие открытки может быть достаточно высока: единичные экземпляры оцениваются в 300-2000 рублей и более, серии могут стоить даже 10-20 тысяч, в зависимости от полноты и качества сохранности.