Жизнь и творчество советского скульптора Альберта Сергеева

26 июля 2024

Когда людям выпадают серьезные трудности, особенно из тех, кто прошел боевое крещение, вырастают люди с сильными характерами, понимающими истинные ценности. Так случилось в судьбе советского скульптора Альберта Сергеева, который родился в 1926 году в Смоленской области.

Будущая профессия закладывается в детстве

Изобразительное искусство и процесс создания фигурок из различных материалов интересовали мальчика с самых юных лет. Вместе с отцом он с удовольствием ездил в Москву и ходил с ним в Третьяковку, Исторический музей, ходил на выставки художников, рассматривал скульптурные композиции в парках и скверах столицы.

Позже с огромной теплотой он мысленно возвращался в свое детство, в деревню, в которой жил, поскольку в 1933 году семейство переезжает на новое место работы отца в Вязьму. Пока тот трудился в железнодорожном депо, мама занималась домашним хозяйством, а Альберт учился в школе. Ему нравилось военное дело, восхищали люди, посвятившие себя ратному труду, а под впечатлением советских книг, особенно «Тимур и его команда», он собрал свою группу и чувствовал себя настоящим командиром.

В возрасте 10 лет он начинает учиться в местной художественной студии Сергея Владимировича Журавлева. Учитель сразу отметил незаурядные способности мальчика в лепке. Но учебу прервала война. Смоленская область оказалась в оккупации и пришлось срочно уезжать.

О тяжелых временах работы в подполье Альберт не рассказывал даже своим детям. В 1944 году, когда молодому человеку исполнилось 18 лет, его призвали в ряды Красной Армии, где он начинал стрелком, а далее служил разведчиком в истребительно–противотанковой артиллерии Прибалтийского фронта, продолжив службу и по окончании военных действий. Причем в разведку он попал именно благодаря своим способностям к живописи: зарисовывал позиции врага, вооружение, включая боевые машины. После войны служил в Клайпеде, здесь он на танцах в Доме офицеров познакомился со своей будущей женой.

Но все же любовь к живописи не оставляла Сергеева, поэтому даже во время службы он повышал квалификацию в области изобразительного искусства во Всесоюзном доме народного творчества заочно. По окончании службы в 1950 году он поступает в Ленинградское художественное училище им. Серова (ныне — Рериха) на отделение скульптуры, по завершении (1955 год) продолжил учиться в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина Академии художеств СССР, успешно окончив его в 1961 году с квалификацией художника-скульптора.

Все эти 11 лет учебы жена трудилась за двоих в ленинградской больнице, чтобы оплатить проживание и питание семьи. Его дочь вспоминает, как делала уроки вместе с готовящим эскизы и создающим свои работы отцом в подвале дома, где они жили, помнит, как радовался своим успехам, когда его работы брали на выставки наравне с известными мастерами.

По окончанию учебы семья переезжает на родину Альберта Георгиевича в Смоленск, где он начинает деятельность в Художественном фонде города Смоленска и становится преподавателем в Смоленском Государственном педагогическом институте, проработав там более сорока лет и подготовив массу талантливых скульпторов. Помимо этого, он возглавил территориальное отделение Союза художников, где проявил себя как незаурядный дипломат и активный деятель. В течение самых первых лет работы его скульптуры были замечены и отмечены специалистами. Среди тех, которые принесли ему известность и заняли достойное место на улицах Смоленска:

  • памятник «Скорбящая мать на могиле подпольщиков»;
  • памятник Советской гвардии, рожденной в боях под Ельней (чаще называемый памятник Первогвардейцам);
  • скульптурная композиция Александру Твардовскому и его литературному герою Василию Теркину;
  • бюсты Героя Советского Союза Михаила Егорова, Барклая-де-Толли и прочие.

Коллеги и ученики вспоминают Сергеева как харизматичного и энергичного человека. При этом он никогда не навязывал свой подход к творчеству, преподавал азы и помогал найти каждому свой подход в зависимости от предрасположенности и способностей каждого. Но собственное творчество он не оставлял никогда, откладывая ежедневный отдых, не говоря уже об отпусках. Особенно знаменательна работа над памятником Александру Твардовскому и Василию Теркину.

Так получилось, что ей автор посвятил практически всю свою жизнь, случайно или не случайно выполнив удачную композицию экспромтом еще при поступлении в Ленинградское художественное училище, а на Всесоюзном конкурсе на монумент Твардовскому, именно проект Альберта Георгиевича был одобрен всеми членами высочайшей комиссии.

Но на этом сложности не закончились, одобрение получили вплоть до Правительства СССР, а вот деньги выделить «забыли». Собирали народом буквально по рублю, кто-то давал больше, одна бабушка даже регулярно ходила контролировать прогресс. Памятник открыли накануне 50-летия празднования Дня Победы — 2 мая 1995 года. Эта композиция моментально стала визитной карточкой Смоленска.