Мастера советского фарфора: скульптор Щербина Владислав Иванович
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
По сведениям археологов, на территории современной Латвии ювелирные изделия существовали уже 1,5...
Зачастую мы знаем наименования крупнейших знаменитых ремесленных центров, а вот кто именно подарил такую красоту народу, знают избранные. Попробуем немного исправить ситуацию. Представляем вашему вниманию одного из мастеров палехской лаковой миниатюры, иконописца Александра Сергеевича Баранова.
Начало пути
Будущий мастер родился в деревне Дягилево Палехской волости Вязниковского уезда Владимирской губернии 14 августа 1902 года. В 12 лет он начал обучение в мастерской Комитета попечительства о русской иконописи. Окончив учебное заведение, он получил место в компании высококлассных мастеров предприятия братьев Белоусовых.
Здесь практиковали фряжский стиль иконописи, который пришел с запада и предполагал детальную проработку лиц, объемные формы, наличие игры теней и света, множество цветовых оттенков. Но пришла революция и как потом вспоминал с сожалением Баранов, это не позволило ему досконально изучить и перенять все приемы своих опытных коллег.
После Октябрьской революции 1917 года мастерская была закрыта, религия оказалась под запретом и писать иконы более не допускалось. Оставшимся без работы мастерам нужно было на что-то жить и каждый устраивался как мог: кто-то уехал в другие регионы, кто-то и вовсе сменил род деятельности. Молодой Александр вынужден был отложить кисть и начать работать на земле в колхозе.
Так продолжалось почти 10 лет, пока в 1924 году в Палехе не основали Артель древней живописи для росписи различных предметов в народном стиле. Изначально использовали изделия из папье-маше. Учредителями выступили в прошлом опытнейшие иконописцы, которые не пожелали забыть свое любимое дело. Артель расширялась и один из ее основателей Николай Михайлович Зиновьев, знакомый Александра Сергеевича Баранова, предложил ему попробовать себя в новом ремесле, которое уже к тому моменту получило признание вплоть до международного уровня.
Основанное ими направление искусства стало их источником вдохновения и смыслом жизни. Не сразу уговорили, страшно было отрываться от устойчивой работы на земле и возвращаться к творчеству. Все же художник в нем победил и в 1927 он всё-таки подал заявку о вступлении в Артель. Сам Зиновьев и стал его обучать особенностям палехского искусства, показывая все особенности, следя за каждым нюансом и корректируя ошибки.
Баранов и сам увлекся, зачастую наблюдая за тем, как работает его учитель, отмечая, как тот переживает за каждое свое произведение и перед каждой комиссией нервничает как на экзамене. Именно он посоветовал молодому мастеру больше читать книг, где можно было найти массу идей для новых сюжетов.
Самостоятельно Александр Баранов начал работать немногим более, чем через год. В то же время учитель никогда не отказывал ему в помощи и в дальнейшем, внимательно выслушивал, давал дельные советы. Для лучшего понимания стиля начинающий живописец копировал работы своих коллег. Это только на первый взгляд кажется просто, но такой подход заставляет досконально изучить новую, зачастую не столь очевидную технику, разгадать тайну письма.
Начал он с работ И. И. Голикова, потом перешел к произведениям И. М. Баканова, Д. Н. Буторина и И. П. Вакурова. В некоторых работах он добился успеха, и они были выкуплены Государственным музеем палехского искусства. Как отмечал Александр Баранов, он многому научился таким «заочным» подходом.
Только под конец 1920-х годов мастер уже сам стал создавать произведения без оглядки на других художников. К этому моменту работу на земле он совсем забросил, денег не хватало. Только прикрепление двух учеников, за каждого из которых давали 50 рублей, частично поправило ситуацию. Это позволило более продуманно относиться к композиции и значительно повысить качество работ, ставших еще более красочными.
Тематика произведений мастера
Самой излюбленной была тема сельского быта: крестьянский труд, охота, рыбалка. Простые, но в тоже время известные миниатюры «Охота на оленя», «Охота на глухаря», «Охота на медведя», «Рыболовы» и некоторые другие подкупают своим доходчивым отражением действительности. Ещё одним направлением было творчество Пушкина. Знаменитые «Руслан и Людмила», «Сказка о золотом петушке», стихотворение «Кавказ» и некоторые другие. Большинство увидело свет в начале 1930-х годов.
Не чужда была ему и военная тематика. Начав с работы Эдуарда Багрицкого «Дума про Опанаса», он смог отобразить не только душевные переживания участников композиции, но и общую атмосферу рушащихся судеб и терзания главного героя, вынужденного перейти на другую сторону.
Работы Александра Баранова невозможно спутать с другими авторами. У него свой особый стиль и техника, отличающаяся четкостью и выразительностью каждого образа. Прожил художник всего 36 лет, оставив после себя работы, которые заняли достойное место не только в Государственном музее палехского искусства, но и в музее им. А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге, Московском музее Революции, Ярославском художественном музее и множестве других.