Советская новогодняя традиция: Дед Мороз из ваты
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
По сведениям археологов, на территории современной Латвии ювелирные изделия существовали уже 1,5...
Даже если вы никогда не бывали на ВДНХ, в советские времена и в наши дни эту монументальную...
Барановский фарфоровый завод — один из самых первых, кто начал изготавливать фарфор на территории юго-восточных областей России. Тонкостенная керамика высочайшего качества с особенными народными мотивами отличает изделия из Барановки.
Дореволюционное развитие фарфорового производства
В начале XVIII века возле небольшого поселения Барановка на территории современной Житомирской области были обнаружены богатейшие месторождения каолина. Залежи белой глины этого сорта были обнаружены в таких объемах, что уступали только Китаю, Великобритании и США. Именно благодаря каолину, протекающей рядом реке и богатым лесам началось развитие всех близлежащих поселений.
Первую крупную фарфоровую мануфактуру заложили в этих местах в конце 1803 года. Основателями стали уроженцы Франции братья Михаил и Франтишек Мезер. У них уже был накоплен значительный опыт работы с фарфором на Корецкой фабрике Чарторыйского. Территории, выбранные под строительство, принадлежали семье магнатов Любомирских-Валевских, и они согласились отдать территорию под завод. Место было выбрано не случайно — неглубокие залежи глины располагались всего в 3-х километрах, но лучшую глину можно было найти немного дальше, рядом с поселением Бутырин. На подсобные работы и для росписи готовой продукции набрали местных жителей и крепостных крестьян.
Постепенно они научились выполнять работы самой высокой степени сложности. Основная тематика касалась природы, часто посуду расписывали растительными орнаментами: васильки, ромашки, незабудки, дубовые ветви, колосья. Также использовали портретную миниатюру, изображение знаменитых государственных деятелей, памятников, архитектурных объектов и репродукции известных гравюр. В цветовой гамме преобладали красная, голубая и золотая краски. Использовали технологию многократного обжига и другие передовые на тот момент технологии декоративно-прикладного искусства.
Ассортимент разнообразили максимально, к примеру, чашки изготавливали самых разных форм: низкие и широкие, цилиндрические, на ножке, чайные пары «для двоих». На предприятии создали множество парадных ваз для императора Александра I. Отдельным направлением выступало изготовление банок, флаконов, бутылей и бутылочек для аптек. В результате уже в начале XIX века мануфактура стала одним из крупнейших фарфоровых производств Российской империи.
Изделия из местных сортов глины были такого высокого уровня, что ничуть не уступали лучшим образцам из Чехии и Саксонии. За это мануфактуре было даровано право ставить на своих изделиях государственный герб Российской империи. Михаил Мезер руководил предприятием до самой своей смерти. В 1825 году его сменил сын. Наследники смогли продолжить на достойном уровне и даже расширить деятельность предприятия. Самыми популярными изделиями завода в середине XIX века были чайные наборы, кувшины, супницы, салатники, паштетницы.
В 1845 году завод отдают в аренду, следствием этого стал упадок: ассортимент выпускаемой продукции стал значительно меньше, рабочих сократили, качество ухудшилось настолько, что у мануфактуры забрали право ставить на изделия государственный герб в виде двуглавого орла. В 1884 году фарфоровое производство выкупает графиня Казимира Грохольская. Новой владелице не удалось исправить положение и в 1895 году предприятие вновь меняет владельца.
Им становится уроженец Севастополя, грек по национальности, купец по профессии и одновременно греческий консул Николай Петрович Грипари. Ему досталось частично разрушенное предприятие, сильно пострадавшее во время пожара, требующее огромных вложений денежных средств и сил на возрождение былого успеха. Все это у нового владельца было. Ему удалось в относительно короткие сроки провести реконструкцию, дровяные печи заменить на газовые, ввести другие новшества.
Наладили выпуск фаянсовой и фарфоровой посуды, огнеупорного кирпича и канализационных труб. Николаю Петровичу активно помогали восстанавливать и развивать деятельность завода его пятеро детей. Один из них, Петр, специально прошел обучение в Англии, Бельгии и Франции. Именно он в 1901 году возглавил мануфактуру. Его разработки стали настолько успешными, что они начали побеждать в международных выставках, вновь стали поступать заказы от императорского двора, а часть изделий не стали снимать с производства даже при советской власти.
Советское время
Незадолго до судьбоносных революционных событий семья Грипари выехала из России в Швейцарию. Они забрали с собой все ценное оборудование, формы и большую часть готовой продукции. После национализации завода в 1920 году все пришлось возрождать заново. Часть старых форм уцелела, на их базе наладили выпуск посуды для бытового использования и агитационного фарфора. Обычной становится роспись с изображением красных звезд, вождей революции, политических лозунгов. Предприятие получает наименование Государственный фарфоровый завод имени Ленина. В 1922 году ко дню рождения Владимира Ильича здесь создают именной сервиз с его инициалами.
Постепенно начинают выпускать продукцию на экспорт. Первые договоры заключили с Турцией и Египтом. Это позволило значительно нарастить объемы производства. С 1930-х годов ассортимент продукции стали менять в сторону примитивизации форм: сняли с производства изящные дореволюционные изделия, отказались от изысканной росписи, основной задачей стал выпуск простой и дешевой продукции массового потребления. Но даже в этих условиях мастера завода ухитрялись создавать оригинальные изделия за счет гармоничных форм и правильных пропорций.
Оказавшись в годы Великой Отечественной войны в зоне боевых действий, завод был практически разрушен. Восстанавливали его уже после окончания боевых действий. К 1950-м годам в его ассортименте были отдельные предметы посуды (чашки, сахарницы, баночки для специй, соусники и прочие), наборы тарелок, сервизы для чая и кофе, предметы малой пластики и прочая сувенирная продукция. Над совершенствованием ассортимента работало свыше 20 высококвалифицированных художников и скульпторов. Завод успешно развивался, но XX век внес свои коррективы: изящная тонкостенная керамика перестала пользоваться спросом, на рынок вышли недорогие китайские изделия. В результате в 2013 году Барановский фарфоровый завод признают банкротом, и он прекращает свою деятельность.