Мастера советского фарфора: скульптор Щербина Владислав Иванович
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
По сведениям археологов, на территории современной Латвии ювелирные изделия существовали уже 1,5...
«Башлык» — слово турецкого происхождения, которым именовали головной убор, напоминающий колпак из сукна для защиты головы от непогоды. Однако это лишь одна из версий, а вот в соответствии со второй «башлык» пришел в русский язык с тюркского, ведь «баш» там значит «голова».
Впервые о башлыках заговорили в самом начале 16 века, тогда упоминалась традиция дарить уважаемым людям солидные головные уборы. По крайней мере, об этом писал известный полководец Моголов Захир-ад-дин Мухаммад Бабур. Сохранилась традиция до середины 18 века, о ней писали многие авторы, путешествовавшие по тем временам по Северному Кавказу и поражавшиеся широкому распространению оригинального головного убора.
Башлыки были в большом почете среди представителей практически всех кавказских народностей. К примеру, женщины в нынешней Карачаево-Черкессии занимались массовым изготовлением этих предметов одежды и активно поставляли их тогдашним торговцам для перепродажи в Абхазию и Имеретию. Горцы считали этот головной убор одним из главных элементов мужской одежды, ему приписывали даже некий сакральный смысл. Существовали даже определенные правила ношения, которых следовало придерживаться неукоснительно. Так, например, его необходимо было снять при входе в помещение (чего не скажешь о папахе), аккуратно сложить и держать в руках, не передавая никому, кроме хозяина.
О том, что башлык был весьма распространенным явлением, свидетельствуют неоднократные его упоминания в литературе. Его увековечил в одной из своих поэм даже Михаил Лермонтов, написавший такие строки:
«Одежда их была богата,
Башлык их шапки покрывал:
В одном узнали Бей-Булата,
Никто другого не узнал».
Кратко – о технологии производства и правилах носки
Для изготовления ритуального головного убора использовали домотканое сукно из шерсти, которое получали путем сшивания вдвое сложенной ткани. Шов обязательно размещался сзади, передние концы были закругленными, они напоминали лопасти и опускались книзу. В зависимости от региона и фантазии изготовителя фасоны заметно различались. Со временем появилось несколько версий этого предмета гардероба: повседневная, праздничная, свадебная. Если молодой человек отправлялся за суженой, он водружал на голову нарядный башлык с обилием декора — золотой вышивкой, галунами и прочими украшениями. В некоторых регионах существовала традиция, согласно которой невеста дарила жениху собственноручно сшитый башлык, чтобы продемонстрировать мастерство рукодельницы.
Надевали изделие поверх шапки, а его концы закручивали вокруг шеи, отправляя назад. В хорошую погоду головной убор, словно капюшон, висел за спиной, лопасти были повернуты назад. Иногда его концы скрещивали в районе груди, но этот способ носки предпочитали люди преклонного возраста, так им было теплее.
Помимо ключевой своей функции — защита головы от холода и капризов погоды, башлыки выполняли функции шарфа. Весной, в посевную, в них насыпали семена, а затем набирали в кулак и засевали поле. Пастухи, занимающиеся выпасом овец далеко от дома, переносили в головном уборе еду и только родившихся ягнят.
Особую роль древний головной убор играл у представителей воинственных обитателей Кавказских гор — абреков. С его помощью во время налетов на отдаленные селения с целью грабежа они прятали так свои лица, а заодно и согревались во время дальних переходов.
Дорогим гостям было принято дарить изысканные башлыки из разноцветного сукна — белого, серого, черного или ярко-красного, щедро украшенные тесьмой, золотым шитьем, галунами и иными элементами декора. Изящные головные уборы, сшитые из тончайшей верблюжьей шерсти, дарили самому государю.
Значение башлыка в армии императора
Удобство и функциональность данного предмета гардероба представителей кавказских народов довольно быстро по достоинству оценили российские офицеры. Первыми в массовое использование его взяли казаки. Поначалу носили его неофициально, частью обмундирования башлык не был. Однако начальство смотрело на самоуправство подчиненных сквозь пальцы — личному составу все-таки надо было как-то греться. По неподтвержденным данным, первые казацкие башлыки датируются второй половиной 17 — началом 18 века, а уже в 19 столетье появились первые официальные традиции ношения этого предмета гардероба. Считалось, что, если башлык крест-накрест сложен на груди, его владелец направляется по служебным делам, а если завязан на груди узлом, срочная служба казака закончена. Концы закинуты за спину — в данный момент мужчина освобожден от выполнения служебных обязанностей.
В разряд форменных головных уборов башлык перекочевал в 1860 годах. Шили его из верблюжьего сукна, но были варианты и попроще, которые изготавливали из овечьей шерсти. Если вначале башлыки стали использовать в качестве обмундирования только терские и донские казаки, то позже их ввели в других частях Императорской армии, а затем и во флоте. К концу 19 века использовались две разновидности этих головных уборов: один для представителей нижних военных чинов, второй — для офицерского состава.
Фасон, размер, материал изготовления, цвет, декор — все это было строго регламентировано. К примеру, для обычных вояк башлык шили из сукна, изготовленного из овечьей шерсти, тогда как для офицеров головной убор был совершенно другим. Так, длина по заднему шву башлыка, предназначенного для нижних чинов, варьировалась в пределах 43-44,5 см. По заднему шву она составляла 32-33 см. Величина концов была равна 122 см, ширина головного убора не должна была превышать 50 см. Для обшивки использовалась оторочка в виде тесьмы из ниток, которая пришивалась по швам и по краям, направляясь по кругу. Верхушка капюшона всегда располагалась в центре.
Головной убор с золотым галуном — для высших офицерских чинов
Главным его отличием была оторочка в виде золотистого или серебристого цвета. Для отделки краев использовали гарусную тесьму, подбиравшуюся в тон капюшону. Однако такой внешний вид был у башлыка не всегда. Как и все в этом мире, данный предмет одежды неоднократно претерпевал изменения, совершенствовался, чтобы соответствовать потребностям армии. В 1896 году его начали шить на теплом подкладе, для изготовления которого использовали вату или верблюжью шерсть. Новшество оказалось весьма удачным, ведь климат в горных регионах, да и во всей империи в целом, был достаточно суровым.
В армии головной убор носили точно так же, как это делали горцы, которые его и придумали. Походная версия — башлык, висящий на плечах с размещенной за спиной верхушкой капюшона. Концы пропускались под погоны, а затем крест-накрест укладывались на груди. В плохую погоду или в стужу капюшон надевали на голову, а его концы оборачивали вокруг шеи по типу шарфа.
Когда башлык оказался на пике моды?
Прочно закрепившись в качестве удобного и функционального элемента военной формы Российской империи, башлык начал медленно, но верно покорять остальной мир. Бытует мнение, что в Европе о нем знали еще до того, как в России изделие ввели в войсках в виде униформы. А все потому, что многие европейские государства, та же Британия и Франция, например, ранее поддерживали тесные контакты с представителями горных народностей. Наглядное тому доказательство — французская экспедиция 1881 года, каждый член которой имел при себе теплый башлык, сшитый по классическому крову.
Как бы странно это ни звучало, но в некоторых случаях элементы военной формы диктовали моду всему цивилизованному миру. Сегодня подобное явление именуют стилем «милитари». Так, представители российского бомонда с удовольствием надевали башлык на светские приемы или шли в нем в театр. Существовали даже женские варианты этого предмета одежды, один из которых Толстой описал в своей «Анне Карениной». На переломе 19 и 20 веков башлык был одним из видов форменной одежды гимназистов, а самые крохотные экземпляры шили даже для малышей.
Что было после революции?
Казалось бы, постреволюционная действительность должна была искоренить, стереть с лица земли все, что так или иначе напоминало о Российской империи, казаках. Однако на деле все оказалось чуть ли не с точностью до наоборот. В 1936 году начали по-новому создавать расформированные ранее казачьи отряды, правда, делалось это уже по новой, советской идеологии. Весной того же года специальным приказом Наркома башлык был признан главным головным убором советского казачества. Примечательно то, что для идентификации казачьих частей использовали в том числе и цвет этого предмета одежды. У терских казаков он был светло-синим, у донских — серым, а у кубанских — красным. Носили башлык вплоть до 1941 года, затем его официально отменили, а неофициально использовали до завершения Второй мировой войны.
С наступлением 21 века применение этого головного убора по его прямому назначению сошло на нет. В наше время его можно увидеть разве что в составе традиционного костюма на различных театрализованных представлениях да в качестве амуниции все тех же казаков, куда изделие вошло в соответствии с указом российского президента от 2010 года.