От каолина до шедевров: история Барановского фарфорового завода
Барановский фарфоровый завод — один из самых первых, кто начал изготавливать фарфор на...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Барановский фарфоровый завод — один из самых первых, кто начал изготавливать фарфор на...
Современные свечи устроены уже не так, как в прошлом, но еще полтора века тому назад для их...
Историю развития промышленной и ремесленной России в дореволюционный период невозможно...
Без преувеличения, некоторые личности внесли настолько существенный вклад в развитие отдельных предприятий, что без их участия вся история могла пойти по-другому, а то и вовсе угаснуть. К таким людям в истории гжельского промысла можно отнести Наталью Ивановну Бессарабову. Именно к ее заслуге относят не просто возрождение старинной техники, а привнесение в нее той живой «искры», которая позволила сделать изделия интересными и востребованными.
Творческий путь
Наталья Ивановна родилась в Воронеже в 1895 году. Образование она получила в местной высшей художественно-технической мастерской. Во время учебы она подрабатывала в Воронежском драмтеатре. После успешного окончания учебного заведения в 1922 году она начала работать художником в Москве, причем в то же время продолжая повышать уровень своего образования, слушая лекции выдающегося живописца-монументалиста, графика и мастера гравюры Владимира Андреевича Фаворского.
Вернувшись в родной Воронеж, она успела поработать в газетном издании, выполнить ряд работ для местного цирка, писала картины, поработала далеко от декоративного творчества на заводе сельскохозяйственного машиностроения, но стремясь к постоянному развитию в 1937 году продолжила карьеру главным художником в Хореографическом театре ЦПКиО им. Горького.
Именно в это время появился интерес к исчезающим народным промыслам. Желая найти себя и расширить свои способности, в это же время она пробовала себя в написании эскизов, портретов и даже шаржей, делала наброски костюмов для театра, оперы и балета.
Также Бессарабова интересовалась лепкой и начала изучать скопинскую и гжельскую керамику. С началом Великой Отечественной творческие эксперименты приходится отложить, но уже в 1943 году она получает предложение из Москвы стать художником в лаборатории керамики и камня РОСПРОМСОВЕТА, где она не просто изучает искусство, но и разрабатывает методические материалы.
Весь опыт весьма пригодился ей во время работы на Турыгинском заводе художественной керамики, на котором она начала работать с 1945 года. Здесь она смогла не просто грамотно применить традиционные приемы росписи, используя классические мотивы для росписи, но и вложить собственный талант и использовать новые приемы. Так возникли шедевральные декоративные вазы, посуда, в частности, кружки, кувшины и много другое, жанровые статуэтки и фигурки животных.
Для ее росписи типичны растительные мотивы и округлые формы с контрастными утонченными горлышками и ножками, настолько выразителен был рисунок на чистом белом фоне ее творений, настолько точно подмечены повадки животных и птиц, что кажется, что они сейчас начнут двигаться.
Фигуры малой пластики ничем не уступают в мастерстве: телята, белки, зайчики, гуси, синички и прочие персонажи детальнейшим образом проработаны, не менее детально расписаны подставки, которые полностью соответствуют их среде обитания. При этом ей никогда не изменяло чувство меры и изысканность вкуса при условии строгого соответствия традициям росписи.
Именно поэтому практически все ее работы признаны классикой гжельской керамики с определенным оттенком новизны и творческого восприятия устоявшихся правил. Благодаря этому спрос на ее изделия не снижается даже в наши дни.
Наталья Ивановна Бессарабова была тем человеком, который нашел новый подход к гжельской майолике. Еще с древних времен было принято отражать в росписи богатый животный и растительный мир России, но художница начала пробовать роспись эмалью.
Каждое ее изделие уникально и выразительно, из них трудно собрать комплект идентичной посуды, но при этом каждое относительно легко запустить в серийное производство. Познакомиться с работами Бессарабовой можно, посетив Государственный русский музей, Всероссийский музей живописно-практического и общенародного художества, музей-усадьбу в Кусково и некоторые другие музеи нашей любимой и необъятной России.
Работы в нашем магазине: