Мастера Гжели: Бессарабова Наталья Ивановна

18 июля 2024

Без преувеличения, некоторые личности внесли настолько существенный вклад в развитие отдельных предприятий, что без их участия вся история могла пойти по-другому, а то и вовсе угаснуть. К таким людям в истории гжельского промысла можно отнести Наталью Ивановну Бессарабову. Именно к ее заслуге относят не просто возрождение старинной техники, а привнесение в нее той живой «искры», которая позволила сделать изделия интересными и востребованными.

Творческий путь

Наталья Ивановна родилась в Воронеже в 1895 году. Образование она получила в местной высшей художественно-технической мастерской. Во время учебы она подрабатывала в Воронежском драмтеатре. После успешного окончания учебного заведения в 1922 году она начала работать художником в Москве, причем в то же время продолжая повышать уровень своего образования, слушая лекции выдающегося живописца-монументалиста, графика и мастера гравюры Владимира Андреевича Фаворского.

Вернувшись в родной Воронеж, она успела поработать в газетном издании, выполнить ряд работ для местного цирка, писала картины, поработала далеко от декоративного творчества на заводе сельскохозяйственного машиностроения, но стремясь к постоянному развитию в 1937 году продолжила карьеру главным художником в Хореографическом театре ЦПКиО им. Горького.

Именно в это время появился интерес к исчезающим народным промыслам. Желая найти себя и расширить свои способности, в это же время она пробовала себя в написании эскизов, портретов и даже шаржей, делала наброски костюмов для театра, оперы и балета.

Также Бессарабова интересовалась лепкой и начала изучать скопинскую и гжельскую керамику. С началом Великой Отечественной творческие эксперименты приходится отложить, но уже в 1943 году она получает предложение из Москвы стать художником в лаборатории керамики и камня РОСПРОМСОВЕТА, где она не просто изучает искусство, но и разрабатывает методические материалы.

Весь опыт весьма пригодился ей во время работы на Турыгинском заводе художественной керамики, на котором она начала работать с 1945 года. Здесь она смогла не просто грамотно применить традиционные приемы росписи, используя классические мотивы для росписи, но и вложить собственный талант и использовать новые приемы. Так возникли шедевральные декоративные вазы, посуда, в частности, кружки, кувшины и много другое, жанровые статуэтки и фигурки животных.

Для ее росписи типичны растительные мотивы и округлые формы с контрастными утонченными горлышками и ножками, настолько выразителен был рисунок на чистом белом фоне ее творений, настолько точно подмечены повадки животных и птиц, что кажется, что они сейчас начнут двигаться.

Фигуры малой пластики ничем не уступают в мастерстве: телята, белки, зайчики, гуси, синички и прочие персонажи детальнейшим образом проработаны, не менее детально расписаны подставки, которые полностью соответствуют их среде обитания. При этом ей никогда не изменяло чувство меры и изысканность вкуса при условии строгого соответствия традициям росписи.

Именно поэтому практически все ее работы признаны классикой гжельской керамики с определенным оттенком новизны и творческого восприятия устоявшихся правил. Благодаря этому спрос на ее изделия не снижается даже в наши дни.

Наталья Ивановна Бессарабова была тем человеком, который нашел новый подход к гжельской майолике. Еще с древних времен было принято отражать в росписи богатый животный и растительный мир России, но художница начала пробовать роспись эмалью.

Каждое ее изделие уникально и выразительно, из них трудно собрать комплект идентичной посуды, но при этом каждое относительно легко запустить в серийное производство. Познакомиться с работами Бессарабовой можно, посетив Государственный русский музей, Всероссийский музей живописно-практического и общенародного художества, музей-усадьбу в Кусково и некоторые другие музеи нашей любимой и необъятной России.

Работы в нашем магазине: