Советская новогодняя традиция: Дед Мороз из ваты
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
По сведениям археологов, на территории современной Латвии ювелирные изделия существовали уже 1,5...
Даже если вы никогда не бывали на ВДНХ, в советские времена и в наши дни эту монументальную...
В Советском Союзе была масса недорогих и эффективных решений, которые решали массу неудобных ситуаций, требующих огромных капиталовложений. Одно из таких: покупка билетов в общественном транспорте, автоматизированная за счет механического кассового аппарата.
Продуманная честность
Сейчас, чтобы оплатить проезд в общественном транспорте, нужно отвлекать водителя или искать места продажи талонов на проезд или вовсе уметь разбираться в новых технологиях и оплачивать проезд картой или телефоном. А вот во всем общественном транспорте СССР стояли механические кассы (кто-то наверняка помнит): опустил монетку в специальное отверстие, покрутил ручку, оторвал билет, закомпостировал в компостере (обычно всегда висели недалеко), а на выходе из автобуса поместил в специальный отсек для использованных билетов.
Все было основано на доверии к гражданам и их сознательности, большинство людей побуждала заплатить просто совесть. Не каждому из современных молодых людей понятно, зачем было платить, если можно просто оторвать билет. Были и контролеры, были и «бабушки», которые «на волонтерских началах» садились возле кассы и контролировали процесс.
Продажа билетов без участия кондуктора начала внедряться в Советском Союзе с 1958 года. Руководство страны искало способы повысить качество экономики в желании не отстать и даже опередить капиталистические страны в процессе строительства коммунизма. Стоимость была стандартная и невысокая:
При том, что за такси нужно было выложить от 10 до 20 копеек за километр. Разумеется, даже при таких «смешных» ценах кто-то пытался сэкономить. Особенно студенты, которые часто ездили одним маршрутом. Причем некоторые подходили к вопросу системно, машины на линии были одни и те же, соответственно пробив талоны в каждой из них и разложив в отдельном блокнотике с подписями, получали вечный проездной для любого контролера. Были и мошенники, становились у кассы с рублем и просили пассажиров не опускать денежку, мол «нужна сдача», все верили и отдавали деньги, но вот рубль в слот кассы попадал потом не всегда.
Все же это были скорее исключения, большинство честно платили за проезд, а если попадались на отсутствии билета, платили штраф. Причем сумма штрафа за проезд «зайцем» по тем временам была существенной — 1 рубль (при средней ЗП в 150-170 рублей), а позже 3 рубля. За отказ платить штраф отводили в милицию. Но самое страшное было не это, а то, что о таком нарушении сообщали по месту работы, там минимум выговор, но могли лишить и премии, исключить из очереди за определенными товарами, а то и вовсе исключить из Партии или Комсомола, все зависело от строгости Профкома.
Расчет на сознательность граждан все же оказался ошибкой, контролеров становилось недостаточно, так как зарплата была низкой, а условия работы и требования несоизмеримо высокие: работа в любую погоду от жары до мороза, в условиях сквозняков, постоянные конфликтные ситуации, а иногда нужно было уметь оказать первую помощь.
Так что мало кто соглашался пойти на такую работу, а если и шел, то искал другие варианты, тем временем количество безбилетников росло, сборы критически падали и под конец 1980-х годов пришли к выводу о низких сборах от продажи билетов. В одних регионах это произошло быстрее, в других чуть медленнее, но кассы из общественного транспорта исчезли и на каждой остановке поставили стационарные кассы для реализации билетов. Еще одним вариантом замены такой билетной кассы в транспорте стали кондукторы, которые ходили по конкретному транспортному средству и предлагали пассажирам, не сделавшим это заблаговременно, приобрести билет.