Бюсты как разновидность скульптуры

28 мая 2024

Искусство, в частности, скульптура позволяет сохранить для потомков образ уходящего человека, а современникам составить представление о людях, которые жили как много веков, так и несколько десятилетий тому назад. Древние скульпторы Греции, Рима, Египта, представители средних веков смогли передать в деталях особенности внешности тогдашних спортсменов, воинов, государственных деятелей. Если проводить аналогии с живописью, то лучшая проработка внешности конкретного человека представлена в виде портрета, а в скульптуре — это объемный портрет, называемый «бюст».

Что такое бюст

Само слово «бюст» или «buste» на французском возникло от слова «bustum», что в переводе значит обжигать или жечь. По общепринятому мнению, это связано с древней традицией погребальных масок. Отсюда же пошли и самые распространенные масштабы такого направления: голова, плечи, максимум грудь.

Один из самых знаменитых и одновременно древних бюстов в этом ряду — голова Нефертити, временем создания которой считается 1350 год до н.э. Этот бюст создан из известняка с гипсовой штукатуркой и росписью поверх разноцветными красками. Другие экземпляры голов, сохранившихся с тех времен, имеют настолько детальную проработку, что даже видны складки вокруг глаз.

Выделяют несколько разновидностей бюстов.

  • Аллегорические: имеющие иносказательное обобщенное иногда скрытое от неосведомленных людей значение, они могут персонифицировано олицетворять времена года, отдельные эмоции, добродетели и пороки, Солнце, Луну и другие небесные тела.
  • Мифологические: порожденные сюжетами, а даже вернее героями, мифов и легенд самых разных народов мира, чаще всего это боги и полубоги, которых можно узнать по их атрибутам.
  • Исторические: как прообраз фотоснимка тех времен, когда еще даже живописцы не могли перенести на холст изображение важного для истории человека, чаще всего политического деятеля или даже императора, мыслители, поэты и композиторы.

При этом бюст может быть полностью реалистичным, как это было принято в Древних Греции и Риме, а также в других странах. Тогда как для более приближенных к нашему времени стилей, скажем, ампир и модерн типично использование разнообразных приемов стилизации.

Именно Древний Рим считается местом, где в полной мере стали использоваться бюсты в качестве портретов в массовых масштабах, а не как идеализация образа определенного человека. Здесь учитывали характер, эмоции и физиологические особенности конкретного человека. В Древнем Риме впервые стали создавать женские и детские портреты.

В средние века цель отразить достоверность и точность отдельных личностей отходит на задний план, становится важнее следовать определенным канонам. В это время широко распространенной практикой становится устанавливать реликварии — бюсты-сосуды с мощами, личными предметами и частями одежды отдельных видных людей (правителей, мучеников), которые изготавливались из драгоценных металлов с соответствующим декором.

С XIV века в эпоху возрождения инициативу в искусстве захватывают итальянцы. Активно изучая и используя опыт древних авторов, они экспериментировали, привносили свое, например, стали создавать бюсты с руками, что правда не получило развития по причине высокой стоимости и сложности. В период Ренессанса бюсты уже являются обязательным элементом фасадов зданий и внутренних помещений.

С XVII века начинается эпоха барокко, где статичные бюсты пытаются «ожить». Мастера скульптуры, за счет драпировок, поворотов головы и особенностей прически создают эффект движения. Основоположником этого направления считают Джана Лоренцо Бернини. В качестве яркого примера можно привести его бюст Медузы Горгоны, который запечатлел момент перевоплощения красивой девушки в чудовище.

Из чего изготавливают бюсты

Материалами изготовления служат гипс, глина и ее разновидность терракота, воск, дерево, известняк, бронза, мрамор и все прочие, которые типичны для обычной скульптуры. Мрамор в древние века использовался весьма редко, широкое применение он получил только к эпохе Возрождения, а точнее к XIV веку н.э. Это самый сложный и дорогой из всех материалов, поэтому в большинстве своем мастера тренировались на разнообразных сортах глины или гипса, и только после этого приступали к финальному творению.

Привлекательность древесины в ее доступности и простоте обработке, но эти изделия относительно недолговечны. Именно поэтому творчество народов Азии, Африки, Австралии и Америки дошло до наших дней в скудных объемах и зачастую сомнительном состоянии.

Промежуточными свойствами обладали металлы. Создать бюст методом литья было значительно проще, чем обтачивать камень и стоимость была меньше, чем у мрамора, можно было создать на базе одной формы несколько одинаковых предметов, готовое изделие допускалось подвергать дополнительной обработке методом ковки. Но все же долговечность уступала.

Развитие технологий приводит к изобретению новых сплавов, например, популярного во времена СССР силумина. Обязательными компонентами силумина являются алюминий и кремний. Обусловлено это тем, что алюминий достаточно легкий и устойчивый к коррозии, но мягкий материал, а кремний придает ему прочность. Добавление магния делает сплав устойчивым к агрессивным средам, поэтому он становится применим для оформления фасадов зданий.

Бюст Надежды Константиновны Крупской

Традиция создавать бюсты значимых деятелей в области политики и культуры осталась и в СССР. Тот же вышеупомянутый силумин широко применялся для изготовления памятных бюстов в рамках агитационной деятельности. Было принято устанавливать такие бюсты в учреждениях самого разного уровня.

В частности, в учреждениях образования часто можно было встретить бюст видной политической деятельницы, педагога и супруги Владимира Ленина Надежды Константиновны Крупской. Причиной такого внимания в образовательных учреждениях СССР к Надеже Константиновне в том, что именно она стала основательницей системы народного образования, по ее инициативе было начато пролетарское юношеское движение, создан союз рабочей молодежи, пионерская и комсомольская организации.