Подарок нефтянику
Благодаря этим людям работают все промышленные предприятия, ездят транспортные средства,...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Благодаря этим людям работают все промышленные предприятия, ездят транспортные средства,...
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
Искусство, в частности, скульптура позволяет сохранить для потомков образ уходящего человека, а современникам составить представление о людях, которые жили как много веков, так и несколько десятилетий тому назад. Древние скульпторы Греции, Рима, Египта, представители средних веков смогли передать в деталях особенности внешности тогдашних спортсменов, воинов, государственных деятелей. Если проводить аналогии с живописью, то лучшая проработка внешности конкретного человека представлена в виде портрета, а в скульптуре — это объемный портрет, называемый «бюст».
Что такое бюст
Само слово «бюст» или «buste» на французском возникло от слова «bustum», что в переводе значит обжигать или жечь. По общепринятому мнению, это связано с древней традицией погребальных масок. Отсюда же пошли и самые распространенные масштабы такого направления: голова, плечи, максимум грудь.
Один из самых знаменитых и одновременно древних бюстов в этом ряду — голова Нефертити, временем создания которой считается 1350 год до н.э. Этот бюст создан из известняка с гипсовой штукатуркой и росписью поверх разноцветными красками. Другие экземпляры голов, сохранившихся с тех времен, имеют настолько детальную проработку, что даже видны складки вокруг глаз.
Выделяют несколько разновидностей бюстов.
При этом бюст может быть полностью реалистичным, как это было принято в Древних Греции и Риме, а также в других странах. Тогда как для более приближенных к нашему времени стилей, скажем, ампир и модерн типично использование разнообразных приемов стилизации.
Именно Древний Рим считается местом, где в полной мере стали использоваться бюсты в качестве портретов в массовых масштабах, а не как идеализация образа определенного человека. Здесь учитывали характер, эмоции и физиологические особенности конкретного человека. В Древнем Риме впервые стали создавать женские и детские портреты.
В средние века цель отразить достоверность и точность отдельных личностей отходит на задний план, становится важнее следовать определенным канонам. В это время широко распространенной практикой становится устанавливать реликварии — бюсты-сосуды с мощами, личными предметами и частями одежды отдельных видных людей (правителей, мучеников), которые изготавливались из драгоценных металлов с соответствующим декором.
С XIV века в эпоху возрождения инициативу в искусстве захватывают итальянцы. Активно изучая и используя опыт древних авторов, они экспериментировали, привносили свое, например, стали создавать бюсты с руками, что правда не получило развития по причине высокой стоимости и сложности. В период Ренессанса бюсты уже являются обязательным элементом фасадов зданий и внутренних помещений.
С XVII века начинается эпоха барокко, где статичные бюсты пытаются «ожить». Мастера скульптуры, за счет драпировок, поворотов головы и особенностей прически создают эффект движения. Основоположником этого направления считают Джана Лоренцо Бернини. В качестве яркого примера можно привести его бюст Медузы Горгоны, который запечатлел момент перевоплощения красивой девушки в чудовище.
Из чего изготавливают бюсты
Материалами изготовления служат гипс, глина и ее разновидность терракота, воск, дерево, известняк, бронза, мрамор и все прочие, которые типичны для обычной скульптуры. Мрамор в древние века использовался весьма редко, широкое применение он получил только к эпохе Возрождения, а точнее к XIV веку н.э. Это самый сложный и дорогой из всех материалов, поэтому в большинстве своем мастера тренировались на разнообразных сортах глины или гипса, и только после этого приступали к финальному творению.
Привлекательность древесины в ее доступности и простоте обработке, но эти изделия относительно недолговечны. Именно поэтому творчество народов Азии, Африки, Австралии и Америки дошло до наших дней в скудных объемах и зачастую сомнительном состоянии.
Промежуточными свойствами обладали металлы. Создать бюст методом литья было значительно проще, чем обтачивать камень и стоимость была меньше, чем у мрамора, можно было создать на базе одной формы несколько одинаковых предметов, готовое изделие допускалось подвергать дополнительной обработке методом ковки. Но все же долговечность уступала.
Развитие технологий приводит к изобретению новых сплавов, например, популярного во времена СССР силумина. Обязательными компонентами силумина являются алюминий и кремний. Обусловлено это тем, что алюминий достаточно легкий и устойчивый к коррозии, но мягкий материал, а кремний придает ему прочность. Добавление магния делает сплав устойчивым к агрессивным средам, поэтому он становится применим для оформления фасадов зданий.
Бюст Надежды Константиновны Крупской
Традиция создавать бюсты значимых деятелей в области политики и культуры осталась и в СССР. Тот же вышеупомянутый силумин широко применялся для изготовления памятных бюстов в рамках агитационной деятельности. Было принято устанавливать такие бюсты в учреждениях самого разного уровня.
В частности, в учреждениях образования часто можно было встретить бюст видной политической деятельницы, педагога и супруги Владимира Ленина Надежды Константиновны Крупской. Причиной такого внимания в образовательных учреждениях СССР к Надеже Константиновне в том, что именно она стала основательницей системы народного образования, по ее инициативе было начато пролетарское юношеское движение, создан союз рабочей молодежи, пионерская и комсомольская организации.