От глиняных мисок до изысканной посуды: история тарелок для еды и декора

28 февраля 2025

Сейчас трудно представить себе жизнь без посуды. Может показаться странным, но такой привычный предмет, как тарелка, появился у наших предков позже ложек и ножей. Первые найденные предметы посуды относятся к эпохе неолита — это были примитивные неустойчивые миски из глины.

Путь от примитивизма до изысканного декора

Запекать глиняные изделия в печи, формировать плоское дно и ровные бортики научились значительно позже. Перед росписью стенки покрывали слоем измельчённой охры. Примерно в то же время древние греки и римляне разработали глазурь из смеси различных смол и пигментов для покрытия внешней стороны посуды. Так появилась керамика.

В VI веке н. э. китайцы изобрели тонкий и прочный фарфор, который был настолько дорог, что в Европе вплоть до XIV века его использовали исключительно в качестве декора. Плоскую посуду назвали «талер» от немецкого слова, обозначающего монету. Из-за особенностей произношения одного из европейских правителей это слово превратилось в «тарель». Её не использовали для приёма пищи, а выставляли на самое видное место как величайшую ценность. Иногда их использовали для подачи основного блюда на стол в дни больших праздников. К XV веку французы уже наладили серийный выпуск тарелок из более доступных в то время материалов — дерева, олова, свинца.

Тарелка в России

Тарель в России быстро превратилась в слово «тарелка», но ещё долго была не предметом повседневного обихода, а украшением интерьера, предметом гордости, часто почётной наградой за верную службу. Иногда она ценилась больше ордена. Только с начала XVIII века из неё повсеместно стали есть. Но жизнь тарелки как декоративного предмета на этом не закончилась, с XIX века коллекционирование тарелок входит в моду. Разумеется, во все времена ценились особо старинные и редкие экземпляры.

Русский стиль

В России издревле для подачи еды использовались подносные блюда: праздничные застолья, свадьбы, подношения, церковные мероприятия, в том числе раздача еды. Отсюда впоследствии родилась традиция подносить хлеб-соль дорогим гостям. Материал соответствовал доходам владельца: золото при царском дворе, серебро у придворных, медь у помещиков, дерево у простого народа. Также использовались керамика, папье-маше и более дешёвые металлы.

Широкое распространение получили резные деревянные блюда с орнаментами и памятными надписями. Это было исконно народное творчество. Во второй половине XIX века специально для создания собственной художественной отрасли была создана «Комиссия по исследованию кустарной промышленности России». С этого момента начали создавать музеи и внедрять «русский стиль» в учебных заведениях: Центральном Строгановском художественно-промышленном училище, Центральном училище технического рисования барона Штиглица и других.

Особый интерес вызывало подражание допетровской Руси, эта линия считалась «элитной». Заказы поступали от самых обеспеченных слоёв общества, вплоть до подношений представителям императорской семьи. В этом случае использовались самые дорогие сорта древесины: красное дерево, кипарис, орех и другие. В качестве декора типичными были изображения двуглавого орла, гербов старинных родов, геометрические и растительные орнаменты из древних рукописей, сюжеты с гравюр, картин, изображения правителей, храмов и монастырей. Размеры таких изделий чаще всего составляли 40-60 см в диаметре. Подарочные блюда изготавливались с солонками, выполненными в том же стиле. Каждый художник старался максимально проявить своё мастерство резчика. Таких кустарных предприятий было немного, они располагались в Санкт-Петербурге, Москве и Сергиевом Посаде.

Для массового потребителя форма и украшения были проще. Этот стиль также вызвал интерес в среде интеллигенции под условным названием «народный». Здесь обязательным требованием было точное копирование форм и декора настоящих изделий из крестьянских хозяйств. В основном это узоры разной степени сложности, образующие концентрические круги на блюде (листья, жёлуди, колосья, цветы), часто перевитые лентами, на которых размещали соответствующие надписи, а также орудия труда (лопаты, косы, серпы и прочее). Парные солонки делали в форме бочек, ушатов, ступ, стульев и других типичных для домашнего хозяйства ёмкостей, но в уменьшенном размере.