Дизайнерские хитрости в советских агитационных плакатах

9 июня 2023

В Советском Союзе слова «дизайн» в обиходе не было, хотя само явление было. Реклама продуктов широкого потребления и пропаганда умели убеждать. В те времена все это делалось с помощью плакатов. Не секрет, что работала жесткая цензура, а творения художников проверяли чуть ли не под микроскопом разные инстанции. Тем не менее, художникам-оформителям удавалось творить, причем, неплохо. Точные образы, запоминающиеся слоганы, контрастные цвета — этими приемами вовсю пользуются и современные дизайнеры.

Залог хорошего плаката, который въелся бы в человеческий мозг — читабельный и запоминающийся лозунг. Текст играл важную роль, а шрифты великолепно передавали суть той эпохи. Правила были простыми: грубые, четкие буквы, которые были видны издалека. Для заголовков, в первую очередь, коротких, художники использовали акцидентные шрифты, четкие и без мелких деталей. Также применяли окантовку. Сегодня этот прием считается устаревшим, что вполне понятно: в эпоху смартфонов шрифт с окантовкой становится нечитабельным. И все же если это большой шрифт, который должен бросаться в глаза, то прием работает и в двадцать первом веке.

Если оформлялся плакат с коротким текстом, использовали простые гротескные шрифты. Популярностью пользовались равноширинные шрифты, которые задавали тексту особенный ритм. Еще одной хитростью советских художников были рисованные шрифты, так называемый леттеринг. Выглядит это так, будто текст писали от руки. В наше время они тоже используются, например, в рекламе и логотипах.

Рисование надписей — дело не из простых. Буквы должны быть одновременно красивыми, интересными, но главное легко читаемыми. Советские художники знали в этом деле толк! Еще леттеринг — это прекрасный способ оживить плакат: при грамотном подходе буквам можно придавать разные формы. Одного только шрифта недостаточно, совсем другое дело несколько шрифтов, которые вместе способны создать уникальную композицию. Очень часто буквы, слова и фразы на плакатах располагались не на последовательных строках и сверху вниз, а в художественном беспорядке. Задачей художника было сделать так, чтобы любой человек понял, что первой идет фраза в нижней части плаката, а следующей — в верхней. Часто расположение шрифтов имитировало формы разных предметов или составляло геометрические фигуры.

Запоминающиеся иллюстрации — это еще одна важнейшая составляющая советского плаката. Простые рисунки с немного грубыми формами позволяли показать то, что хотел выразить автор, не перегружая композицию ненужными деталями. Именно благодаря иллюстрациям советские плакаты выглядели убедительно. Негативных персонажей изображали карикатурно: злодеев худыми и горбатыми, западных капиталистов наоборот, громоздкими и полными, с неприятными чертами лица. Нередко использовали прием, когда негативный персонаж просто заливался определенным цветом, чаще черным. Позитивные герои изображались розовощекими и улыбчивыми, они всегда находились под солнцем. Если положительный персонаж мужчина, то он обязательно физически крепкий, с мускулами.

Еще одна составляющая хорошего плаката — это правильный набор цветов. Советские плакаты всегда выделялись глубокими насыщенными оттенками, которые бросались в глаза. Часто использовался набор цветов Иттена: максимально контрастные и разные. Например, это желтый с фиолетовым и красный с голубым. Часто использовали синий, желтый и красный, главное никаких примесей и полутонов. Разумеется, что любимым цветом оставался красный. Этот цвет сам по себе является ярким, а с черным — даже вызывающим. Именно плакаты в красной гамме призывали людей к ударному труду. За семьдесят лет существования страны тренды в советском дизайне менялись много раз, но суть оставалась неизменной: доходчиво, с интересными образами и понятными простому человеку надписями.