Советская новогодняя традиция: Дед Мороз из ваты
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
По сведениям археологов, на территории современной Латвии ювелирные изделия существовали уже 1,5...
Даже если вы никогда не бывали на ВДНХ, в советские времена и в наши дни эту монументальную...
Чаще всего историческими предметами монументального искусства мы просто любуемся. Можем восхищаться их изысканностью и размерами, но редко кто задумывается, кто же является их создателем. Причем зачастую такую информацию приходится ещё поискать. Одно из таких — Ленинградский завод «Монументскульптура», мастера которого создавали скульптуры в основном из природных каменных материалов, чугуна, бронзы и других сплавов.
История создания
Мастерская образована специалистами по художественному литью при Академии художеств. Постепенно из мастерской частного плана она выросла до завода бронзового и чугунного литья «Монументскульптура». Эти мастера получали и с успехом выполнили все госзаказы, которые впоследствии стали символами нашей северной столицы:
В других местах России и даже за ее пределами также есть знаковые монументальные сооружения этого завода. К примеру, в Москве на Кремлевской площади стоит скульптурная группа в честь Минина и Пожарского. Во всяком случае именно эта мастерская стояла у истоков литейного производства молодого советского государства и внесла огромный вклад в промышленное могущество нашей страны. Но давайте начнем с самого начала!
Еще до окончания Гражданской войны советским правительством была поставлена задача по формированию нового образа государства, значительной внешней частью которого и выступили памятники видных политических деятелей, аллегорических композиций революционного характера, представителей русской и зарубежной культуры.
Первый государственный заказ поступил в 1922 году — это был бюст знаменитого классика русской литературы Николая Алексеевича Некрасова. В 1924 году было выделено специализированное бронзолитейное подразделение. Спустя десять лет предприятие при Ленсовете переименовывается в «Мастерскую художественного литья комбината наглядной агитации и пропаганды».
Прошло еще совсем немного времени и пришлось предоставлять новое более просторное помещение. А к 1939 году объемы заказов стали такими, что туда стали командировать лучших скульпторов СССР, которые занимались разработкой проектов, в частности, таких знаменитостей, как Евгений Викторович Вучетич, Матвей Генрихович Манизер и многие другие. Коллектив мастеров, который воплощал эти задумки в монументах, увеличивался, и мастерская превратилась в завод.
После начала ВОВ завод переквалифицировали под актуальные нужды фронта, тут производилась радиоэлектронная аппаратура и компоненты к миноискателям, отливались оболочки мин и гранат. Часть работников были мобилизованы, остальные фактически жили на рабочем месте, им приходилось выполнять свои прямые обязанности, охранять предприятие, обезвреживать зажигательные снаряды.
Еще до окончания военных действий завод частично вернулся к созданию монументов. Одним из самых грандиозных монументов послевоенного времени однозначно признается памятник советскому Воину-освободителю с маленькой девочкой на руках, установленный в Трептов-парке Берлина. Это один из трёх главных советских военных мемориалов в городе, куда были перенесены останки воинов красной армии, павших при штурме Берлина. Два других: Кладбище-памятник воинам Советской армии в народном парке Шёнхольцер-Хайде в Панкове и Мемориал павшим советским воинам в округе Мите района Большого Тиргартена.
Помимо этого, в послевоенное время пришлось восстанавливать множество разрушенных при обстрелах скульптур, к примеру, главную статую Большого каскада «Самсона», дубликат которой занял свое место в 1947 году. В последующем к знаменательным работам можно отнести красивейшую композицию «Легендарная тачанка», посвящённую сражениям на Каховском плацдарме в период Гражданской войны, она была открыта к 50-летию Октябрьской революции.
Этот монумент можно увидеть в городе Каховка Херсонской области. С данным художественным произведением связано несколько интересных фактов: консультантом-разработчиком проекта выступил сам Семен Михайлович Буденный, на въезде в Ростов-на-Дону установили меньшую копию памятника тачанке, который в народе получил прозвище «ростовчанка», а оригинал соответственно «тавричанка» (от названия степей, в которых он находится). За время военного конфликта на Украине множество сооружений были объявлены символами тоталитарного режима и были снесены, неоднократно риску уничтожения подвергалась и «Легендарная тачанка», мэру города удалось его отстоять.
Но вернемся к истории. В 1970 году «Монументскульптура» получила имя М. Г. Манизера. Помимо крупных произведений на заводе было налажено производство бюстов, скульптур для различного рода учреждений и украшения интерьеров квартир. За заслуги перед Родиной в 1972 году завод награжден орденом Трудового Красного Знамени. При этом каждое произведение, будь то монумент или кабинетная скульптура, был идентифицирован путем крепления таблички на пьедестал или нанесение надписи на само изделие, для копий с таких изделий также существовало отдельное клеймо.
Тем не менее после распада СССР для завода наступили непростые времена. Минимущество Российской Федерации в целях спасения традиций и технологий русского литья все имущество завода передало в оперативное управление Российской академии художеств. Все важнейшие государственные заказы направляются на этот завод, как и раньше, несмотря на существование других литейных мастерских-конкурентов, что позволило заводу выжить еще какое-то время.