Фарфоровые и рисованные зверушки Евгения Ивановича Чарушина

22 августа 2024

Зверушки в жизни и творчестве этого автора занимают центральное место. Живые чувствовали его доброту, это же отношение отражалось в его забавных и трогательных фарфоровых фигурках, книгах его авторства или наполненных его иллюстрациями. Евгений Иванович Чарушин, человек исключительно разносторонний и это можно проследить более подробно, познакомившись с его биографией.

Жизнь и творчество

Родился будущий мастер в 1901 году на территории нынешнего города Киров (в то время носившем название Вятка) в Приуралье, на родине дымковской игрушки. Рисовать он умел и любил с детства, чему способствовал его отец — главный архитектор губернии. Его ближайшим другом был будущий знаменитый художник Юрий Алексеевич Васнецов, его земляк и практически ровесник. Окружавшая мальчика с самого детства красивейшая природа Приволжья способствовала ее глубокому пониманию и наблюдению за окружающим миром.

В 1912 году он поступает в Вятскую первую мужскую гимназию (после революции — школа имени И. С. Тургенева), которую с отличием окончил в 1918 году. После гимназии Евгений Чарушин идет служить в армию, где помогал в оформлении декораций в отделе культпросвета политотдела Красной Армии. После окончания службы на некоторое время художник вернулся в родную Вятку и прошел обучение в декоративных мастерских Вятского губернского военкомата.

Хоть это и было в те годы весьма сложно, но с 1922 года он на протяжении пяти лет продолжает учебу в Санкт-Петербургской Академии художеств на факультете живописи. Выдержать все трудности помогло врожденное упорство и оптимизм. Дополнительно посещал Мастерскую пространственного реализма М. В. Матюшина. Причем разносторонний характер его личности проявился уже тогда: писал стихи, принимал участие в театральных постановках, играл на скрипке, а еще все время что-то изобретал (мало кто знает, но ему принадлежат несколько патентов).

Благодаря знакомству и под влиянием знаменитого писателя С. Я. Маршака Чарушин увлекается написанием детских книг, основной тематикой которых выступают истории из жизни птиц и животных. Причем все было основано на его личном опыте воспитания питомцев и внимательного изучения литературных источников. До начала Великой Отечественной войны успел издать приблизительно 20 книг, а всего за свою жизнь он написал их около 50-ти. Забегая вперед, стоит отметить, что последней иллюстрированной работой в 1965 году стала книга Маршака «Детки в клетке», которая признана лучшим его произведением, к сожалению, посмертно — присвоена золотая медаль на международной выставке в Лейпциге.

Одновременно с изданием собственных произведений, он занимался иллюстрацией детской литературы в подразделении Лениздата, писал статьи и сам же делал к ним иллюстрации для журнала «Чиж», поэтому неудивительно, что в начале 1930-х годов с небольшой разницей во времени его приняли в члены Союза советских художников, а потом и в члены Союза советских писателей. Необходимо отметить, что его авторству принадлежит несколько книг по художественному дошкольному воспитанию детей.

Войну Евгений Иванович провел в Кирове, занимаясь станковой графикой, расписывая помещения местных социальных учреждений. Кроме того, его авторству принадлежат декорации в местном драматическом театре и местном театре кукол. Он часто организовывал культурные мероприятия (вечера чтения стихов, художественные выставки и прочее), задачей которых было поднятие морального духа земляков, что нашло отражение в местной прессе, а все сборы отправлялись в помощь детям, пострадавшим от военных действий, и на иные общественно полезные цели. В это время он много рисует, в числе прочего известны его самостоятельно выполненные литографии на тему партизанской борьбы, а также несколько совместных работ с московской художницей Галиной Гладышевой.

Новый этап творческого пути — фарфор

После окончания войны Чарушин возвращается в Ленинград. Еще живя на родине, он проявил себя как скульптор в любимой теме анимализма, но работа на Ленинградском фарфоровом заводе дала ему намного больше перспектив в реализации собственного таланта. Здесь он создает скульптуры, фигурки мелкой пластики, эскизы росписи к сервизам и отдельным изделиям.

Маленькие статуэтки очаровательных животных, воплощенные в фарфоре, выразительны и незабываемы. Причем уникальный стиль художника сохранился и в относительно новом для него направлении: сказочные зверушки несколько стилизованы, но все же остаются животными со своими повадками.

Деятельность теоретически оценили, присвоив в 1946 году звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР. Его работы постоянно занимают первые места на выставках. При этом в послевоенное время жил он настолько бедно, что временами голодал, но при этом не утратил доброту и оптимистичное восприятие мира. Под конец жизни постоянно работал, но мог уже мало, сильно болел. Умер Евгений Иванович в начале 1965 года и похоронен в Ленинграде.

Работы в нашем магазине: