Советская новогодняя традиция: Дед Мороз из ваты
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
По сведениям археологов, на территории современной Латвии ювелирные изделия существовали уже 1,5...
Даже если вы никогда не бывали на ВДНХ, в советские времена и в наши дни эту монументальную...
Говоря о статуэтках и посуде советского периода, стоит отметить, что некоторые изделия настолько выделялись из общей массы, что становились раритетами сразу после выхода с завода. Сегодня это желанные предметы для собственной коллекции и роскошный вариант для подарка.
В огромной, а скорее в полной мере это зависит от мастера. На Конаковском фаянсовом заводе им. М. И. Калинина одним из таких специалистов являлась Вера Григорьевна Филянская. Ее работы неоднократно были отмечены наградами как на отечественных, так и на международных выставках.
Творческий путь, связанный с Конаково
Будущая художница родилась 17 июля 1900 года на территории современной Полтавской области в селе Поповка. С малолетства любовь к лепке и рисованию задали ритм всей ее жизни. Редкий талант позволял создавать фантастически красивые узоры, которые впечатляли всех, кто их видел. Мечта детства определила образовательное учреждение, а сразу после окончания Межигорского художественно-керамического техникума в 1936 году еще совсем начинающим специалистом Вера Григорьевна пришла работать на Конаковский фаянсовый завод.
С приходом Филянской на заводе существенно меняется подход к фаянсу. Отжившие и чуждые советскому человеку дореволюционные традиции уступают место светлому и радостному реализму, который она смогла раскрыть в грубоватом, но живом и теплом материале. Завод полностью обновляет ассортимент своей продукции. Благодаря тонкому художественному вкусу, богатому воображению и глубокому знанию технических нюансов в 1950-60 годах ее идеи, воплощенные в фаянсе, считаются одними из лучших изделий предприятия. Стиль и заданный уровень качества был поддержан ее последователями, молодыми специалистами завода.
Она занимается самыми разными направлениями: единичные экземпляры посуды, сервизы, малые скульптурные формы, украшения. Причем ее особенностью выступает продуманная и творческая работа с рельефом. Вначале профессионального пути ее работы не всегда цветные, она пока ищет свой стиль, а вот позднее, в послевоенные годы, сочные расцветки и многообразие форм приносят Филянской известность и успех. Разумеется, все это находится в рамках классических традиций русского искусства.
За какой бы образ она не взялась, будь то животные, отдельные люди или композиционные сюжеты, все получается с неповторимым великолепием, в связи с чем сразу же шли в массовое производство и пользовались огромным спросом. Грамотное использование народных мотивов обеспечивает близость ее творчества любому человеку, предметы кажутся живыми и теплыми, они уместны в любом интерьере, в них невозможно не влюбиться.
В качестве примера стоит привести знаменитый кофейный сервиз ее авторства, который получил в 1958 году золотую медаль на выставке в Брюсселе. Простой и одновременно изысканный набор с мягкими формами и сдержанной росписью является образцом высшего мастерства. Он получился одновременно исконно русским и в то же время абсолютно современным. А еще специалисты отметили его в динамике, блики света придают ему особое очарование в руках человека. Вышедший в серийное производство сразу после победы в таком серьезном конкурсе, он оставался востребован многие годы.
Глубокое и всестороннее знание технологий позволяло Вере Григорьевне профессионально комбинировать имеющиеся техники. Например, сочетать в одном изделии ангоб, глазурь и подглазурную роспись. Причем рисунок всегда получался единым и четким, хотя это и было достаточно сложно с технической точки зрения, но результат того стоил.
Одной из любимых анималистических тем мастерицы является подводный мир. Рыб можно увидеть, как в росписи, где они в глубине морских пучин прячутся среди водорослей, так и в многообразии скульптурных форм. Филянской удается уловить пластику движений и разбудить фантазию зрителя, который видит сразу объект живым и активным в глубине морской.
Также востребованной темой являются птицы с цветами. Глядя на эти работы, видишь все в той же динамике: голубя, готового вспорхнуть с цветущей ветки, гуся, пьющего воду, улитку, ползущую по листику и многие другие. Плавные формы ее изделий не деформировались при обжиге, автор всегда хорошо чувствовала материал и свободно использовала самые разные виды декора, включая рельеф, люстр, ангоб, глазурование поливом и другие. Причем любая работа, созданная для выставки, могла быть легко запущена в массовое производство.
Участвовать в выставках художница начала буквально с первых лет работы на заводе. Ее работы неоднократно принимали участие и были отмечены наградами на территории Европы и Америки, помимо уже упомянутой ранее выставки в Бельгии, экспонаты ее авторства увидели Болгария, Чехословакия, Италия, Канада и некоторые другие страны. Заслуги Веры Григорьевны ни остались не замеченными на уровне государства: в 1966 году ее наградили орденом Ленина за трудовые заслуги.
Художница работала на Конаковском фаянсовом заводе всю свою жизнь, выйдя на заслуженную пенсию в 1968 году. Несмотря на такой значительный вклад в развитие своего предприятия, Вера Григорьевна всегда оставалась скромным и отзывчивым человеком, готовым прийти на помощь и поделиться опытом, дать профессиональный совет, понять красоту и научиться создавать поистине прекрасные образцы народного творчества, востребованные людьми.