Советская новогодняя традиция: Дед Мороз из ваты
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
По сведениям археологов, на территории современной Латвии ювелирные изделия существовали уже 1,5...
Даже если вы никогда не бывали на ВДНХ, в советские времена и в наши дни эту монументальную...
Сейчас почти у каждого есть смартфон и при желании послушать музыку или аудиокнигу его вполне достаточно. Но еще совсем недавно музыка для праздника, любимые песни на каждый день, сказка для ребенка или курс английского языка звучали на электрофоне или, как все называли этот прибор, «проигрывателе». Достать некоторые пластинки было весьма нелегко, их бережно хранили, ими менялись. Многие наверняка вспомнят фирменный знак: большая буква «М» со звездой, переходящая в горизонтальную спираль. Речь пойдет о фирме «Мелодия».
Рождение легенды
В Советском Союзе было несколько достаточно крупных заводов и студий звукозаписи, которые производили кассеты с пленкой и грампластинки миллионными тиражами. Часть мануфактур было национализировано из еще дореволюционных, в частности завод под Москвой в селе Апрелевка, созданный еще в 1910 году. Другие были созданы позже, включая массу небольших артелей, четыре завода полного цикла (в Ленинграде, Баку, Риге и Ташкенте) и огромное количество точек продаж.
В 1964 году было решено объединить хоть и курируемые единым государственным органом, но все-таки вполне самостоятельные предприятия под единым управлением. Новая компания получила название «Мелодия» и стала на многие годы всесоюзным монополистом в индустрии звука, определяя политику в этой области и обеспечивая проникновение музыки в самые отдаленные регионы СССР через собственную сеть реализации.
Постепенно открываются новые крупные предприятия звукозаписи, в том числе в Москве, Алма-Ате, Тбилиси. Начиная с конца 1979 года запустили выпуск специализированного журнала «Мелодия — Каталог-бюллетень», в котором все желающие могли ознакомиться с письменными обзорами исполнителей, новинок в музыке и отдельными просветительскими статьями. В 1980 году сеть реализации пополнилась службой заказа и доставки «Пластинки-почтой», которая работала через систему Посылторга. Объемы выпуска составляли к тому времени свыше ста миллионов штук виниловых пластинок и более одиннадцати миллионов аудиокассет в год.
В ассортимент входили классическая, эстрадная и народная музыка; литературные произведения, включая сказки для детей; историко-политические записи, мини-альбомы. Что примечательно, основную свою цель руководство «Мелодии» видело вовсе не в распространении новинок музыки в массы, а в просвещении. Поэтому 95% выпускаемых пластинок и кассет включали учебные издания, в том числе для детей, радиоспектакли и некоммерческая музыка в виде патриотических песен и маршей.
Экспорт, в том числе под заказ, осуществлялся в более чем 90 иностранных государств. За рубеж уходили главным образом произведения народного творчества и мировая классика. Обычно на таких грампластинках фирменный знак «Мелодии» не фигурировал. Только в 1973 году с момента подписания СССР Женевской конвенции по авторскому праву были урегулированы масса неудобных вопросов в части выпуска нелицензионных пластинок.
Именно с этого момента начинается выпуск самых желанных для советских меломанов записей иностранных исполнителей. Но не все было так просто, этим записям нужно было пройти через высочайшую комиссию (Совет по лицензиям), в которую входили государственные чиновники, работники культуры (композиторы, филофонисты, музыковеды), а также профессиональные переводчики. Комиссия анализировала каждую запись на политическое соответствие коммунистической идеологии, соответствие моральным устоям, причем не только самой песни, но и ее исполнителя. Множество жанров просто исключалось из рассмотрения по умолчанию. Тем не менее за почти 20 лет увидели свет около 370 разновидностей таких грампластинок, прошедших самый строгий отбор.
В начале 1980-х годов фирма «Мелодия» была одной из шести крупнейших компаний в сфере звукозаписи в мире. Она объединяла 8 заводов, крупнейшие студии звукозаписи, 5 из которых специализировались именно на грампластинках, 18 оптовых и около 35 тысяч розничных точек продаж, имела представительства в других странах и активно работающую вышеупомянутую сеть «Пластинки-почтой», которая продавала продукцию по номерам из каталога.
С распадом СССР в самом начале 1990-х годов основные производственные мощности продали чешским бизнесменам, что позволило им моментально выйти на первые позиции по производству виниловых пластинок. До последнего времени фирма «Мелодия» крупнейший держатель авторских прав на аудиозаписи, а это свыше 240 тысяч позиций и более 90 тысяч уникальных аналоговых пленок. Вот только в 2020 году все 100% акций фирмы «Мелодия» проданы компании ООО «Формакс», ей перешли основные административные здания и архив. Остается надеяться, что переход в частные руки позволит более эффективно использовать исторически ценные записи и лучше обеспечить их хранение.
Интересные факты из истории компании
У фирмы «Мелодия» есть и свои рекорды:
Из примечательных исторических фактов стоит еще упомянуть, что знаменитый логотип «Мелодии» предложил художник Андрей Крюков. Идея была в стилизованном изображении улетающей к звездам ракеты. Этому же автору принадлежит знаменитая эмблема Спортлото.