Французские модные иллюстрации

8 ноября 2024

Мода стремительно меняется. Вспомнить, что носили в прошлом веке или даже несколько лет назад, нам могут помочь фотографии тех лет. Но что было до их изобретения или в те годы, когда они еще не смогли получить широкого распространения, также весьма интересно.

Предшественник журнала мод — фэшн-иллюстрации

Парижская мода второй половины XIX века отличалась особой элегантностью. Каждая дама была похожа на принцессу. Тогда ценились сложные наряды. Платья тех лет имели определенные особенности:

  • расширяющиеся к низу длинные юбки;
  • пышные рукава;
  • обязательный зонт в руках;
  • другие крупные аксессуары: шляпки, веера, украшения.

Наличие зонта в руках обуславливалось эталоном красоты: бледное лицо и утонченный образ. Наличие веснушек или смуглая кожа допускались только для низшего класса общества. Зонтик помогал дамам спрятаться от лучей солнца и выглядеть изящнее одновременно.

Всю эту красоту мы можем сейчас увидеть благодаря тенденции тех лет создавать фэшн-иллюстрации. Последнее понятие еще иногда носит название «модная иллюстрация» — это любое изображение, связанное с темой моды. Могла использоваться графика или живопись. Часто это не просто детальное изображение костюма, но и окружающей обстановки: пейзаж, внутренний интерьер помещений, мебель, домашняя утварь и прочее. Такое подробное изображение тем и интересно, что человек представлен в антураже.

То были времена интенсивного развития технического прогресса, обновления традиций, золотой век русской литературы, архитектуры и искусства. Во всем искали новый подход, это коснулось и моды. Фэшн-иллюстрации сохранили для потомков мельчайшие детали каждого из нарядов, особенности кроя, его декор. Благодаря этим картинкам можно заметить, что тенденции менялись в те годы с такой же стремительной скоростью, как и в наши дни.

Зародилось явление модной иллюстрации во времена географических открытий (с начала XVI века). Ее роль была исключительно информационная. В частности, необходимо было точно передать детали национальных костюмов. Во второй половине XVII века стали выпускать первые журналы мод — сборники картинок с модными фасонами одежды. Предназначались они исключительно для определенного сословия, и стали популярным способом времяпрепровождения и темой для беседы.

Такие журналы могли иметь вклейки образцов тканей, список аксессуаров и прочих сопутствующих покупок. Только в XVIII веке подобного рода иллюстрации становятся ближе к изобразительному искусству и получают определенную эмоциональную окраску. Теперь эти изображения приобретают характер исторических фактов, сохранивших для потомков образ жизни людей тех лет.

Тенденции развития моды

Если вначале XVIII века на подобных гравюрах мы видим идеализированный образ дамы, то в конце века — это уже гораздо ближе к фотографии с точнейшей детализацией, которая выходит на передний план. Задача — передать особенности фасона и его колорит. Важным становится изобразить модель так, чтобы платье было видно со всех сторон. Французские модные картинки становятся желанным приобретением для самых тиражируемых журналов Англии и даже США.

Количество этих картинок в те годы бьет все рекорды по выпуску гравюр. Серьезные издатели заказывали уникальные изображения, те, кто победнее, просто копировали чужие. Подробно изображать окружающую среду на таких картинках стали с 40-х годов XIX века. Детализация доходила до рисунка ковра, декора на мебели, отдельных цветов и листьев кустарника, завитков на заграждении и прочих мелких деталей.

Строгое функциональное деление одежды в те годы было предусмотрено не только для женщин, но и для мужчин. Здесь разделение костюма более четкое: домашний, повседневный, визитный и бальный. Судя по фэшн-иллюстрациям, так как каждая гравюра подписывается в числе прочего годом, можно увидеть, как рубашку сменяет манишка, в фасоне брюк появляются штрипки и лампасы, можно четко проследить время появления фрака, визитки, смокинга, сюртука, пиджака и прочей одежды.

Фэшн-иллюстрация прежде всего была коммерческим продуктом, задачей было продать товары, услуги или привлечь внимание к своему предприятию. Изображение было комплексным, формировался образ мастерами из самых разных областей. Поэтому на картинке, бывало, указывались несколько заказчиков, которыми могли быть: ателье, торговцы тканями и аксессуарами, магазины, портные, парикмахеры, производители шляпок и обуви.

В этом отношении большое количество людей на изображении было достаточно выгодным, можно было представить гораздо больше отдельных деталей одежды, чем на индивидуальном портрете. В 50-х годах XIX века гравюры становятся больше — на полный разворот. На таких больших изображениях легко размещались 5-10 фигур, каждая из них была видна достаточно четко. Такие журналы издавались четыре раза в год к каждому сезону. Надписи подсказывали потенциальным покупателям предназначение такого наряда: выход в свет, катание на коньках, выезд на природу, маскарад и другие. Спустя 10 лет тенденция меняется, стараются изобразить один туалет, но максимально подробнее. Именно с этих публикаций появилась традиция в каждый выпуск включать отдельную вкладку со свадебными платьями.

В те годы над модными иллюстрациями во Франции работало свыше 500 профессиональных художников и граверов. Причем среди них были не только мужчины, но и женщины. В эти же годы такие картинки становятся предметом коллекционирования. Именно этим энтузиастам современные музеи и частные лица весьма признательны за сбережение этих листочков. Иногда они переплетались вместе в тетрадки, а в других случаях их вставляли в рамки и украшали стены.

Со второй половины XIX века Франция вышла на позиции «законодательницы мод». В продвижении к этой позиции ей сильно помогли средства массовой информации, а в большей степени журналы мод. Как известно, людей прежде всего привлекают яркие картинки, так что модные иллюстрации внесли огромный вклад в мировую историю.