Советская новогодняя традиция: Дед Мороз из ваты
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
По сведениям археологов, на территории современной Латвии ювелирные изделия существовали уже 1,5...
Даже если вы никогда не бывали на ВДНХ, в советские времена и в наши дни эту монументальную...
Одним из самых знаменитых заводов, выпускавших фарфоровую продукцию, изделия которого до сих пор ищут и с удовольствием приобретают в свою коллекцию — Городницкий фарфоровый завод. Предприятие в больших масштабах выпускало как столовую посуду, так и множество скульптурных композиций в форме животных и людей, зачастую используя идеи из сказок и легенд. Высокое качество и оригинальность изделий были неоднократно отмечены высокими наградами на выставках самого разного уровня, включая международные.
История создания предприятия
Точной даты основания Городницкого фарфорового завода установить невозможно. По сведениям из различных документов, этот период охватывает с 1797 по 1807 годы, большинство предлагают остановиться на версии 1799 года. Причина основания в поселке Городница под Житомиром была достаточно банальна: основное производство князя Юзефа Чарторыйского, находящееся в Корце, требовало достаточно много древесины, решено было перенести производство фаянса поближе к лесным насаждениям. Предприятие долгое время было частью материнской мануфактуры и не имело как самостоятельности, так и собственного клейма.
В 1810 году владелец мануфактуры умирает. Его наследники поддерживают дело, зачастую сдавая завод в аренду и в конце концов продав его помещику Вацлаву Иосифовичу Руликовскому в 1856 году. Именно с этого момента наступает следующий виток в развитии предприятия, которое приступает к выпуску фарфоровых изделий.
Для этого полностью обновили оборудование, построили печи по новым технологиям и водяную мельницу, даже пригласили европейских мастеров. В результате к 1868 году продукция уже ничем не уступала по качеству ведущим конкурентам в отрасли. Но в 1879 году, по причине сильного пожара, завод был полностью уничтожен, а владелец только и смог продать банку часть уцелевшего имущества, чтобы выручить хоть часть средств, желания восстанавливать производство у него не было. Выкупил его Полтавский банк, а в последующие годы завод переходил из рук в руки еще шесть раз.
Вновь повезло ему с хозяином только в 1882 году, когда талантливый предприниматель А. Ф. Зусман взял завод в аренду. Внедряются новые технологии, в том числе переводные изображения, увеличивается ассортимент продукции, теперь можно приобрести туалетные принадлежности, емкости для хранения сыпучих продуктов, флаконы для парфюмерной продукции.
Продолжает развиваться направление малой пластики, которое постепенно выходит на первый план, наряду с высококачественной посудой. Именно Зусман впервые в истории завода вводит фирменное клеймо. Успешный выпуск продукции продолжался до самой революции.
Выпуск продукции в период СССР
Пострадавшее за период гражданской войны предприятие, было национализировано. Отстроить заново и запустить производство удалось только к 1923 году под соответствующим названием: Городницкий фарфоровый завод им. Коминтерна. Выпуск столовой посуды, парадных сервизов, кухонных принадлежностей и настольной скульптуры из фарфора выходит на новый уровень, причем последнее направление теперь становится основным. Сувениры и подарочные наборы включали самую разную тематику: спорт, танцы, сказки и мифология, национальная культура, бытовые сцены, жанровые композиции и бюсты выдающихся советских деятелей.
Великая Отечественная война принесла заводу полное разрушение, но после окончания боевых действий предприятие восстановили и запустили заново. Использование инновационных технологий и грамотное руководство вывели завод к 1980-м годам в ряд ведущих фарфоровых гигантов. Его изделия были представлены и занимали первые места как на национальных конкурсах, так и на международных выставках.
Распад СССР вновь внес свои коррективы, предприятие сделали коллективным, но благодаря хорошо поставленной работе оно еще долго двигалось прежними темпами вплоть до 2008 года, когда деятельность была приостановлена. Приток дешевой продукции из Китая не оставил шанса более качественной, но дорогой отечественной продукции. В последующие три года завод обанкротили и полностью ликвидировали.
Благодаря оригинальности идей, воплощенных в фарфоре, высокой степени детализации и красочности росписи многие изделия узнаваемы и любимы до наших дней даже рядовыми пользователями, не говоря уже о специалистах. Во времена СССР цена была весьма доступна.
В настоящее время стоимость каждого изделия зависит от множества факторов, например, сервиз в хорошем состоянии можно найти по цене от 450 до 3000 рублей и выше, а знаменитый комплект из двух штофов и статуэтки в форме петухов оценивается до 10 тысяч рублей. Малую пластику, которая представлена парными группами, выставляют по цене до 5-6 тысяч рублей, а одиночные изделия можно найти за 1000 рублей и более. Разумеется, это цены аукционов, если повезет, то на «блошином рынке» все это можно найти и дешевле.