От каолина до шедевров: история Барановского фарфорового завода
Барановский фарфоровый завод — один из самых первых, кто начал изготавливать фарфор на...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Барановский фарфоровый завод — один из самых первых, кто начал изготавливать фарфор на...
Современные свечи устроены уже не так, как в прошлом, но еще полтора века тому назад для их...
Историю развития промышленной и ремесленной России в дореволюционный период невозможно...
В настоящее время существует масса цифровых носителей информации, которые компактны и могут быть всегда «под рукой». Тем не менее, казалось бы, неудобные проигрыватель грампластинок, а уже тем более граммофон, который занимает немало места, потерявшие массовый рынок еще в конце прошлого века, снова возвращаются.
Значительно больший интерес покупатели проявляют к «винилу» на 33 оборота, чем к «шеллачным» пластинкам на 78 оборотов. Почему они возвращаются и чем они вообще отличаются?
Война патентов в ущерб потребителям
Первые пластинки были достаточно толстыми. Хоть всеми признанный их изобретатель немец Эмиль Берлинер и создал хороший и более компактный носитель звука, но юристы Томаса Эдисона оказались сильнее и право на использование углерода в пластинках осталось за последним.
Технология Эдисона предполагала достаточно глубокие канавки и использование алмазных игл, толщина его пластинок около 6 мм. Но кое-что у Берлинера он все-таки позаимствовал — горизонтальное расположение несущей поверхности (в первоначальном устройстве Эдисона фонографе запись производилась на валик). Преимуществом таких пластинок была значительно большая простота серийного производства.
Тем не менее «отец» пластинок не бедствовал, проиграв патентную войну, он нашел способ применить свои силы, использовав другой материал носителя и теперь несколько крупнейших звукозаписывающих компаний Европы могут назвать его своим основателем: EMI (Великобритания), Deutsche Grammophon (Германия) и некоторые другие.
Первый стандарт пластинок: 78 оборотов в минуту
Стандарт скорости вращения пластинок сложился не сразу. Тогда как размер в 7 дюймов, введённый Берлинером, был принят сразу и всеми, скорость вращения достаточно долго была в пределах 60-75 оборотов в минуту. По этой причине граммофонные приводы оснащались отдельным регулятором скорости.
Только с 1912 года постепенно все начали переходить к общей скорости вращения 78 оборотов. К 1920 году это уже был единственный общепринятый стандарт, который продержался почти 50 лет. И хотя менялись размеры пластинок, со временем ввели более известные нам форматы 10 и 12 дюймов, а повсеместная замена металлических игл на алмазные позволили уменьшить ширину канавок, скорость вращения оставалась прежней.
Интересный факт: в СССР все три размера имели свои названия, которые уже мало, кто помнит: 7 дюймов — миньон, 10 дюймов — гранд, 12 дюймов — гигант. Был еще размер 16 дюймов, но применялся он исключительно на радио со специализированным оборудованием.
При этом компания Эдисона все это время выпускала свои диски под алмазную иглу под скорость 80 оборотов в минуту. Но так как такие диски можно было использовать только с соответствующими проигрывателями, то на массовый рынок это влияния не оказывало.
Как пластинки завоевали мир
Заработать можно двумя способами:
Пусть и не таким уж качественным сырьем выступал шеллак (природная смола, вырабатываемая насекомыми, добываемая в Индии), но она была сравнительно дешевая. Пластинки получались хрупкими, но их можно было переработать. Звук был уже хуже, но для определенного не слишком требовательного сегмента рынка они годились.
Новый этап наступил, когда в качестве сырья научились использовать искусственные материалы, а именно, полихлорвинил. Отсюда и идёт привычное слуху — виниловые пластинки. Презентовала их компания Columbia Records в 1948 году.
В этот же момент был впервые предложен широкому сегменту новый вариант скорости 33⅓ оборота в минуту, который впоследствии приобретет статус стандарта. Фактически экспериментировать начали с 1931 года, но по каким-то причинам массово не использовались.
Теперь 12-дюймовая пластинка вместила небывалый ранее объем записи — целых 30 минут (пластинки из шеллака позволяли в относительно хорошем качестве записать песню на 3 минуты с одной стороны). Отсюда и пошло название и пометка на пластинках 33⅓ — долгоиграющие. Позже стали использовать винилит и другие виды пластика. Тем не менее название «винил» приклеилось надежно, хотя фактически может не соответствовать действительности.
Эксперименты со скоростью
Помимо упомянутых стандартов, некоторые производители использовали другие варианты записи: 45 об/мин, 16 об/мин, 8⅓ об/мин. Скорость в 45 оборотов была введена фирмой RCA в начале 1949 года. Продолжительность записи на каждую сторону была все те же общепринятые 3 минуты. Сорокопятки нашли свой сегмент в области игровых автоматов.
В начале 1950-х годов для записи речи стали применять пластинки со скоростью 16 оборотов, так как они не требовали широты частотного диапазона. В следующие 20 лет это стало практически ещё одним стандартом. Совсем медленная скорость 8⅓ нашла свое место в области аудиокниг для людей с проблемами зрения и полностью слепых. Причем продержались они до начала нашего века.
Книги и журналы с пластинками
Кто застал времена СССР, помнят, что вложенная в особый кармашек пластинка, зачастую встречалась в книгах, которые производились для детской аудитории, но иногда и для взрослых. К примеру, «Большая медицинская энциклопедия» 1950-х годов комплектовалась такими пластинками-миньонами. Иногда к такой пластинке прилагался информационный буклет.
Для большей компактности чаще всего это были гибкие прозрачные экземпляры, которые легко ложились на проигрыватель, но были и варианты, как листик в журнале. Его можно было слушать и так, просто открыв журнал на нужной странице, но чаще его вырезали. В записи предлагалась музыка, авторские стихи, интервью, небольшие репортажи с новостями и исторические сюжеты.
Флекси-диск (гибкий) производился на более хрупкой, недолговечной и «шумной» ПВХ-пленке. Так как тиражи книг, а тем более журналов, огромны, то существовала специальная технология печати.
Но это все официальное производство. А некоторые умельцы создавали записи на не совсем обычных носителях, например, на рентгеновских снимках. Отсюда пошло название: «запись на костях». Потом появились пластиковые тарелочки, которые прекрасно подходили для домашних аппаратов штучной записи. Ещё энтузиасты-любители применяли болванки из прозрачного пластика. Интересный вариант подарка — музыка на шоколаде, долговечность понятно какая, но хранить сладкую пластинку никто и не собирался.
Такие агрегаты, называемые сейчас «винтажными», выпускались во многих странах, их и сейчас еще можно найти. Причем, если нужно хорошее качество, то за достаточно «круглые» суммы. Простенький резак-игрушка в интернет-магазине — вполне доступная вещь, но и качество соответствующее.
Начало эры компьютерных технологий
Разумеется, это не было общепринятой практикой, но пластинки иногда служили носителями информации и даже программ для ПК. Шли они как приложение к компьютерным журналам.
Необычные пластинки
Пластинки могут использоваться не по прямому назначению. Анимация или голография может встраиваться в структуру. Все это часть дополненной реальности, которая набирает популярность среди молодежи. На полотно пластинки может быть нанесена красивая картинка, поверх прозрачный материал и звуковые дорожки. Для многих будет новостью, что это существовало еще во времена Советского Союза, причем даже до Великой Отечественной войны.
За некоторые арт-объекты в нашей стране можно получить срок. К примеру, в Америке группа Slightly Stoopid сделала эксклюзивный выпуск из двух пластинок, использовав в качестве материала полотна гашиш. Шесть тысяч долларов ушло только на покупку самого наркотика и ещё одна тысяча на мастер-диск и пресс-форму.
Пластинки вне Солнечной системы
В 1977 году были запущены космические аппараты «Вояджер-1» и «Вояджер-2». К ним были прикреплены позолоченные пластинки, которые несут звуковые и видеосигналы. На алюминиевом футляре разместили схему, как создать аппарат для воспроизведения и получить видео изображение, записанные на носителе. В настоящий момент агрегаты уже удалились от Земли более чем на 20 млрд км. В честь 40-летия запуска на жёлтом прозрачном виниле выпущен дубликат записи, улетевшей в космос.