От каолина до шедевров: история Барановского фарфорового завода
Барановский фарфоровый завод — один из самых первых, кто начал изготавливать фарфор на...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Барановский фарфоровый завод — один из самых первых, кто начал изготавливать фарфор на...
Современные свечи устроены уже не так, как в прошлом, но еще полтора века тому назад для их...
Историю развития промышленной и ремесленной России в дореволюционный период невозможно...
Дагестан славится своими украшениями из металла. Достаточно много известно про оружие и воинскую амуницию с отделкой тончайшей работы. По древним сказаниям щит Александра Невского и шлем Александра Македонского были созданы именно мастерами из Дагестана. Серебряные украшения и домашняя утварь была не менее красивы. Со многими из них связаны свои персональные легенды.
Шкатулка начала XX века
Один из самых знаменитых мастеров Дагестана — Абдулла Тупчиев. Его работы известны по всему миру. В 1937 году изделия были достойно представлены на Международной выставке в Париже.
Среди изделий, представленных от СССР, была великолепная шкатулка, поверхность которой была покрыта слоновой костью и филигранью с зернью из серебра с позолотой. Это была упрощенная, а не традиционная техника: деталь отливалась в специальной форме, а не создавалась из драгоценной проволоки с дальнейшей припайкой маленьких шариков. По верху пластин нанесен тончайший узор золотом и размещены вставки цветной эмали. С внутренней стороны шкатулка бархатная, что предполагает хранение драгоценностей.
Кубачинский сосуд — нукнус
Нукнус — это национальная мерная емкость, которую использовали в свадебных обрядах. Невеста должна была в таких сосудах принести крупы, муку, мед и сахар в свой новый дом как приданое. Считалось, что молодожены будут питаться исключительно этим первые 40 дней, а по другой версии раздавали это всем нуждающимся.
Сам нукнус имел форму небольшого ведёрка, только без ручки. Вся внешняя поверхность была украшена чеканными восточными узорами. Обычно дно было плоским, но есть образцы с ножками. В быту такие сосуды не применялись. После свадьбы их выставляли на почетном месте как символ достатка. Их регулярно натирали золой и песком до блеска, так как считалось, что блестящая поверхность отпугивает нечистую силу, а в грязных ёмкостях она вполне может поселиться.
Широкий женский пояс
Богато декорированный металлическими украшениями пояс был частью национального костюма дагестанских женщин. Пояс надевался поверх платья из сатина или бархата, которое называли велчаг. Обычно наряд был темного цвета, поэтому сам пояс делали ярким. Его украшали цветным стеклом, накладками и подвесками из меди, латуни и серебра, декорировались монетами в восточном стиле. Он подчеркивал тонкую талию и помогал держать осанку, что было основными критериями красоты лезгинских женщин. Как это не странно, но золото считалось неблагоприятным металлом, притягивающим неприятности, а вот медь и серебро защищали от темных сил как своим блеском, так и звоном при ходьбе.
Праздничный головной убор — кукем
Кукем — это традиционное праздничное украшение народов Дагестана. Женщины надевали его на платок. Украшение создавалось в форме стрельчатой арки с цепочками со вставками из разноцветного стекла и подвесками, в том числе с использованием монет. Центральная пластина с чеканкой размещалась в самой верхней части головы, формируя своеобразный шатер из цепей, которые обвивали голову. Подвески с граненным стеклом, монетами или восточными «огурцами» изящно обрамляли лицо и создавали тонкий перезвон, когда женщина танцевала или просто двигалась. Такой декор, как и в случае с поясом, объяснялся защитой от темных сил.
Традиционный кувшин для воды — мучал
Кувшины для воды изготавливали из латуни, что позволяло сохранить цвет металла, так как мастера обнаружили, что сплав меди с цинком не темнеет от контакта с водой. Мучал было легко отчистить доступными материалами: золой или песком. Объем таких ёмкостей создавали до 10 литров. Сосуд с водой крепили на спину, а для противовеса служил второй сосуд-кутка. С последним была связана национальная традиция: юноша поджидал понравившуюся девушку у источника и просил напиться. Если девушка отвязывала кутку и почтительно протягивала молодому человеку, то зазывали сватов к родителям.
Есть ещё одна древняя легенда. Во времена нашествия персов жители выставили мучалы на крышах домов и подожгли рядом известь. Дым и блеск кувшинов напугал захватчиков, которые приняли их за пушки и отошли от селения.