Мастера советского фарфора: скульптор Щербина Владислав Иванович
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
По сведениям археологов, на территории современной Латвии ювелирные изделия существовали уже 1,5...
На фоне развития человечества жизнь одного конкретного человека достаточно скоротечна. Сменяются эпохи, на смену уходящим поколениям приходит их потомки. Вместе с людьми меняется и их быт, а также вещи, которые и отражают исторический интервал. И если для наших предков определенные предметы были привычными в ежедневном обиходе, то нашим современникам зачастую и невдомек, а зачем, собственно, был необходим тот или иной предмет.
Одним из таких предметов, достаточно давно вышедшего из применения, является коромысло. Что же это такое и каково было основное предназначение этого предмета быта?
Археологи, осуществляющие раскопки на территории Великого Новгорода, обнаружили в земляных слоях, относящихся к XI-XIV векам, большое количество оригинальных коромысел в форме дуги. Отличительной особенностью таких коромысел была их довольно короткая форма. Это не позволяло при ходьбе качаться ведрам с водой, емкостям со стиранным бельем или иным грузом, надетым на особые выемки, вырезанные на окончании коромысла. Отсюда и определяется основное предназначение данного изделия — переноска на плечах человека двух ведер с водой или иной емкостью. По сути коромысло — это сделанная оригинальным способом специальная палка с крюками, засечками или особыми вырезами на окончаниях для фиксации груза. Используя закон равновесия и распределение веса, удавалось перенести при должной сноровке и без особых усилий гораздо больше веса.
В Древней Руси различали три основных вида коромысел: вырезные, палкообразные и дугообразные (изогнутые или гнутые). Наибольшее распространение получили дугообразные коромысла. Изготавливали его, а также непосредственно емкости (ведра) специальные мастера — бондари. Основным материалом служила береза, но также использовались клен, дуб, сосна, липа, осина, ива или даже ель — такая древесина отличалась гибкостью, упругостью и при этом была вполне доступна. Древесину предварительно распаривали и изгибали в форме дуги, стягивая за края. Зафиксировав необходимую конфигурацию изделие оставляли сохнуть.
Вырезные коромысла изготавливались топором или рубанком. Каждый уважающий себя хозяин, постоянно работая с древесиной, обладал всеми необходимыми навыками для изготовления коромысла.
Габариты коромысла подбирались в основном такие: длина заготовки, как правило, составляла от 190 до 210 см, а максимальная толщина посередине — от 5 до 7 см. Заготавливали древесину для будущих коромысел поздней осенью либо уже ранней весной.
Чтобы коромысло не лопнуло на плече у человека при переноске тяжелых ведер, поверх заготовки гвоздями или шурупами фиксировали специальную жестяную пластину в виде полосы. В итоге получалась достаточно прочная конструкция, способная прослужить более полувека.
Процесс изготовления коромысла был тесно связан с творчеством. Редко можно было увидеть два совершенно одинаковых коромысла. Расцветки были всегда очень разными, коромысла отличались по конфигурации и по общей красоте: одни красили, а иные оставляли некрашеными. На уже готовое к эксплуатации коромысло наносили краской расписные узоры или делали оригинальную художественную резьбу с учетом народных привычек и традиций. Это придавало изделию праздничный нарядный вид.
Носили коромысло на плече ближе к шее, чтобы было удобно одновременно удерживать две достаточно тяжелые ёмкости и при этом ровно и неспешно идти на небольшие дистанции, не раскачивая груз и не разливая жидкость.
В основном коромысло было спутником тяжелого женского труда. Даже отмечалось, что насколько для мужика в хозяйстве главным является топор, настолько для женщины — коромысло. Более того, данное изделие было очень кстати не только при переноске воды или каких-либо иных предметов, оно еще выступало и своеобразным оберегом, защищающим от всякой нечисти.
В старину верили в защитную силу коромысла, оберегающего незамужних девушек и невест от подстерегающих их около реки, пруда или болота русалок. По поверью, особенной защитой обладало кленовое или дубовое коромысло. На свадебной церемонии коромысло применялось для умывания свекрови или подношения воды невесте. При этом коромысло дополнительно украшалось разными ленточками и бантами.
Также различали русские и немецкие коромысла. В отличие от нашего отечественного немецкое коромысло было изготовлено с прямой основой, где специально выдалбливалась выемка под плечи и шею. С помощью специальной цепи (часто использовали веревку или простой шнур) по краям коромысла закреплялись два крючка, на которые и цеплялись переносимые ёмкости. Для удобства подвешивания груза длину веревки подбирали так, чтобы не требовалось наклоняться для зацепа.
Помимо различий конструкции у тех или иных народов, в хозяйстве всегда были и детские коромысла. Таким образом в больших крестьянских семьях приучали детей к труду и вырабатывали навык переноски ёмкостей с помощью данного нехитрого приспособления.
Хранилось коромысло в избах крестьян, как правило, при входе, в сенях или в углу коридора. Его либо просто ставили вертикально вверх или подвешивали в специально отведенном месте, где на соответствующей высоте забивали пару гвоздей.