Мастера советского фарфора: скульптор Щербина Владислав Иванович
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
По сведениям археологов, на территории современной Латвии ювелирные изделия существовали уже 1,5...
Слово «хрусталь» происходит от греческого «христалл» — так в Древней Греции называли чистейший кварц, в котором отсутствуют какие-либо примеси. Название материал получил за свою прозрачность — в те времена люди, далекие от науки, считали его застывшим льдом.
Из кристаллов хрусталя делали небольшие линзы, которые всегда носили с собой, чтобы разжигать огонь. Был случай, правда, не в Греции, а уже в Российской империи, когда специально для Петра Первого изготовили из горного хрусталя целый самовар. Изделие получилось уникальным, правда, его дальнейшая судьба неизвестна.
Первая мануфактура, занимающаяся его обработкой, появилась в России в 13 веке, а открыли ее в городе Гусь Хрустальный. Позже она переросла в огромную фабрику, работающую и по сей день и выпускающую не просто красивые вещи, а настоящие произведения искусства.
Сегодня известны следующие разновидности хрусталя:
История появления уникального материала
Считается, что изобрели хрусталь англичане, они первыми додумались включить в его состав окись свинца, чтобы улучшить качество материала. Заметив, что после этого стекло обрело воистину уникальный «голос», изобретатели стали экспериментировать с количеством и составом примесей, добиваясь тем самым требуемых характеристик материала, таких как прозрачность, звучание, блеск, прочность.
Если говорить о хрустале, изготавливаемом в Гусе Хрустальном, то содержание оксида свинца в нем составляет ровно 24 процента, благодаря чему достигаются потрясающие эстетические свойства изделий и их высокая прочность. Отсюда игра света в гранях, идеальный блеск поверхности, а также удивительная мелодия, которую можно услышать, если слегка постучать по фужеру или вазе.
С развитием науки совершенствовалась и технология производства хрусталя. Сегодня в его состав включают также соединения сурьмы и мышьяка, борную кислоту и прочие примеси. От каждой из них зависят особенности и свойства готового изделия, а также сфера его назначения, ведь хрусталь сегодня это не только посуда.
К примеру, чтобы получить цветной хрусталь, используют кобальт для синего, кадмий — для красного, кремний — для розового. Для получения зеленого цвета применяют окись меди, а вот при добавлении окиси марганца получают изысканный фиолетовый цвет. Во времена царской России для придания посуде красного цвета на Гусевском заводе использовали окись урана и коллоидное золото. Само собой разумеется, что это влияло на стоимость изделий, они были очень дорогими, доступными лишь представителям аристократии.
Для украшения продукции из хрусталя используется гравировка — матовый рисунок небольшой глубины. Огромное распространение получила огранка — широкие полированные грани или так называемая алмазная грань — глубокие бороздочки, образовывающие при пересечении некое подобие сеточки. Итоговым этапом производства является шлифовка, она придает граням красивый блеск — все видели, как при попадании на хрустальное изделие солнечных лучей они преломляются, образуя при этом разноцветные блики.
Особенности производственного процесса
Для получения хрусталя плавят шихту — смесь поташа и песка с добавлением оксида свинца. Именно последний компонент и отличает хрусталь от обычного куска стекла. Сырье расплавляют в печах при температуре, превышающей 1500 градусов. Масса быстро застывает, поэтому работать с ней приходится оперативно, как правило, к этому привлекают нескольких человек. Прямо у печи работают выдувальщики, наборщики и прессовальщики. Рабочим инструментом первых являются трубки, на одном из концов которых находятся резиновые груши. Небольшая капля раскаленного материала набирается на кончик трубки, а затем путем сдавливания груши выдувается в форму. Далее за дело берется наборщик. С помощью наборной трубки он набирает стекломассу и предоставляет ее для дальнейшей обработки прессовальщику. Тот продолжает обработку на пресс-форме.
После выдувания изделия ему придают требуемую форму и отправляют на обжиг в специальную печь. Этот процесс необходим для равномерного остывания хрусталя на протяжении полутора часов. На начальном этапе температура составляет 700 градусов, а затем медленно снижается до 40 градусов.
Потом при помощи газовой горелки срезают верх изделия и направляют его на тщательный контроль качества. Необходимо убедиться в отсутствии брака — камушков, пузырей и прочих дефектов. Обязательный этап — измерение слоя стекла, оно должно иметь одинаковую толщину по всей площади продукта.
Если изделие гладкое, его украшают алмазной гранью, сперва наносят разметку, а затем по конвейеру передают от одного мастера к другому. Рисунок наносится от крупных элементов орнамента до более мелких. Работа осуществляется на абразивных кругах, поэтому для тушения пыли на них подается вода.
Пройдя абразивные круги, изделия обретают красивую матовость, и, если стоит задача сделать грань глянцевой, прозрачной, ее полируют химическим способом под воздействием серной и плавиковой кислоты. После этого продукцию моют, подвергают заключительной проверке и упаковывают для отправки в магазины.