Короткая, но яркая история патефона
Старинные изобретения стоят особенного внимания. За прошлые столетия появилось немало...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Старинные изобретения стоят особенного внимания. За прошлые столетия появилось немало...
Благодаря этим людям работают все промышленные предприятия, ездят транспортные средства,...
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
Шахматная партия до середины XIX века ничем не была лимитирована по времени, по этой причине игра могла идти часами, а то и сутками. В результате зачастую игроки затягивали партию, целенаправленно выматывая противника. «Последней каплей» стало достаточно заметное событие: на первом международном матче в Лондоне 1851 года в одной из партий оба противника уснули. Так что игра шла скорее на выносливость, а не на сообразительность. К примеру, одна из партий всего на 66 ходов по зафиксированным данным продолжалась 14,5 часов, это произошло в 1843 году. Также зафиксировано, что среднее время на официальных матчах составляло около 9 часов.
Когда шахматная партия идет в узком дружеском кругу, то особо никого это не беспокоило, но когда это чемпионат с огромным количеством участников, судей и зрителей, то это уже оказалось проблемой. Многие игроки жаловались, что масса моральных и физических сил уходит на ожидание, они не могут правильно использовать свои умственные способности, в результате чего более слабые противники получают хорошую фору.
Часы как двигатель прогресса
Буквально сразу после вышеупомянутого случая с незавершенной игрой по причине сна противников, один из причастных к событиям человек предложил ограничивать время с использованием песочных часов. Предполагалось лимитировать каждого из игроков общим временем в 3 часа, помощник должен был запускать часы каждого игрока или класть их горизонтально после совершения хода. Многие эту идею поддержали и в 1853 году в матче уже определили предел времени в 10 минут на каждый ход со штрафом за пропуск времени. Причем наказание выражалась не в потере очков, а в самом что ни на есть денежном выражении.
Следующим шагом в развитии стала фиксация времени на каждый ход с записью результатов. По новым правилам, вступившим в действие с 1866 года, на каждые десять ходов игрок имел в распоряжении один час, а с 1870 года — тот же час на 20 ходов, превышение на каждые 15 минут наказывалось финансовым штрафом. Причем существовало право выбора, как будет фиксироваться время, с использованием песочных часов или таймера.
Занимательный факт: один из турниров был выигран венгром по имени Игнац Колиш, который имел преуспевающий бизнес и мог себе позволить оплачивать дополнительное время, пусть даже через существенную сумму штрафов, что он и сделал, позволив себе обдумывать ходы столько, сколько ему требовалось. Для других игроков сумма могла оказаться неподъемной, и они зачастую снимались с турнира, а штраф просто списывали, по этой причине с 1906 года такую меру воздействия более нигде не использовали.
Двойные часы
Первые часы, напоминающие современные шахматные, с двумя циферблатами, были представлены в 1883 году. Изобрел их непрофессиональный шахматист Томас Брайт Уилсон при содействии гроссмейстера Джозефа Блэкберна. Это был маятниковый механизм: они имели вид двух одинаковых часов, закрепленных на рейке. Для перехода времени к противнику нужно было склонить часы на свою сторону, в этом случае его часы останавливались, а часы соперника начинали идти.
В первом матче с применением подобного устройства было добавлено новое правило: 15 ходов на час и при превышении лимита — техническое поражение. В 1886 году производители усовершенствовали механизм, теперь велся подсчет ходов и сигнал оповещал, что время на раздумья заканчивается. В 1899 году на циферблате появился так называемый «флажок» красного цвета, который отмерял последние 3-10 минут контрольного времени. В течение 20 следующих лет такой «флаг» добавили на все шахматные часы в мире.
Часы в привычном всем виде с кнопками придумали в 1900 году. Именно с этого момента такие шахматные часы, ставшие классическими, быстро получили повсеместное распространение. Но фактически на этом процесс их развития не остановился. В 1920 году был придуман механизм, работающий от электричества. Электронный вариант шахматных часов появился только через 50 лет. Первым был советский часовой завод, но вскоре в 1973 году американский студент предложил более совершенный цифровой вариант.
В 1988 году знаменитый американский гроссмейстер Бобби Фишер получил патент на новую модель цифровых часов для использования в шахматных партиях. Эти часы не только сами отмеряли время на ход и сигнализировали об окончании времени, но и имели множество других полезных дополнений. Первый раз они приняли участи в официальном шахматном матче между их создателем и советским гроссмейстером Борисом Спасским в 1992 году, который прошел в Югославии. До этого ни одной функционирующей модели не существовало, первые цифровые часы Фишера увидели свет за 5 дней до вышеупомянутого матча.
Разумеется, современные шахматные часы еще более прогрессивны. Если вы следите за ходом матча через свой персональный компьютер, то они транслируют даже изображение игроков. А в качестве стандартных возможностей прилагается:
Шахматная доска и расположенные рядом с ней специализированные часы — уже классика. В нерабочем положении обе кнопки находятся в полунажатом состоянии. Запускает механизм либо игрок, которому достался первый ход, либо судья. В механических часах достаточно нажать на кнопку с одной из сторон, для пуска электронных может потребоваться задействовать отдельный переключатель.
Нажать кнопку, то есть передать ход противнику, игрок имеет право исключительно после завершения всех манипуляций на доске (ход, снятие пораженной фигуры соперника и других). Для этого даже существует отдельное условие — использовать для переключения часов ту же руку, которой он делает ходы. Если кто-то из игроков допустит «падение флажка», то ему присуждают техническое поражение. Также современные часы фиксируют время прибытия игрока на место, а согласно современным правилам, опоздание более чем на час равносильно поражению.