От каолина до шедевров: история Барановского фарфорового завода
Барановский фарфоровый завод — один из самых первых, кто начал изготавливать фарфор на...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Барановский фарфоровый завод — один из самых первых, кто начал изготавливать фарфор на...
Современные свечи устроены уже не так, как в прошлом, но еще полтора века тому назад для их...
Историю развития промышленной и ремесленной России в дореволюционный период невозможно...
В домах постройки советских времен до сих пор можно увидеть похожий на розетку разъем для подключения радиоточки. В те времена, когда даже телевизор был не в каждой семье, радио служило буквально «окном в мир» для миллионов людей. Сейчас это скорее раритет, но если к такой радиоточке подключить радиостанцию, то она будет работать, как и раньше (если конечно вы ее не отключили по заявлению).
Настенное радио
Программа могла быть разной, но начиналось все одинаково: каждое утро звучал сигнал точного времени, гимн Советского Союза, далее новости, утренняя зарядка и потом в течение дня интересные развивающие программы про животных, о науке, технике, искусстве, обзор экономики, сказки и прочие трансляции для детей и, разумеется, музыка.
Счет за пользование радиоточкой входил в оплату жилищно-коммунальных услуг. Так что в настоящее время собственник жилья должен сам озаботиться вопросом отключения, если не хочет платить лишние деньги и ею не пользуется. Но у такой радиоточки есть важная функция, именно посредством радиосвязи население оповещают в случае чрезвычайных ситуаций, излагают порядок действий, доводят, где находится штаб и где получить помощь.
Развитие и распространение радиовещания
Изобретению радиотрансляции предшествовало открытие проводной передачи данных. В 1876 году придумали, как передать речь от одного пользователя другому, конечно же это телефон. Но это предполагало исключительно индивидуальное общение. В 1881 году изобретатель из Франции Клеман Адлер на Первой Международной электрической выставке в Париже продемонстрировал театрофон и принцип его работы: смонтировав на сцене оперного театра около восьми десятков телефонных микрофонов, он обеспечил передачу объемного звука в отдельную комнату, которая находилась в здании выставки в двух километрах от самого представления. Слушать можно было исключительно через наушники.
На таком принципе основали платную систему «Театрофон», которая некоторое время работала во Франции, Бельгии и Швеции. Принцип был следующий: опустил в автомат монетку и слушаешь оперу, спектакль или подборку последних новостей. В Англии подобная сеть носила название «Электрофон». Были однотипные сети и в других странах. Такие системы стояли в гостиничных номерах, в ресторанах, кафе и клубах. Просуществовали они до начала прошлого века, к примеру, «Электрофон» остановил вещание в 1925, а «Театрофон» дожил даже до 1932 года, когда радиосвязь стала повсеместной и общедоступной.
Радиовещание в СССР
На момент Октябрьской революции в мире уже было доступно беспроводное радиовещание. Руководство молодого государства хорошо понимало роль и необходимость наладить такой канал связи с населением, поэтому за три года (с 1919 по 1922 год) возводится Шуховская башня, которая существует и в наши дни, являясь памятником архитектуры советского рационализма.
Сетчатая конструкция разместилась на Шаболовке, и эта радиоантенная башня должна была стать центром беспроводного радиовещания СССР. Серьезным препятствием было то, что в условиях разрушенной экономики быстро наладить массовое производство радиоприемников было невозможно. Как более простой вариант выбрали проводное вещание, которое вначале вывели на уличные громкоговорители.
Первый такой радиотрансляционный узел был создан на здании Моссовета, который транслировал выступления представителей совета рабочих и солдатских депутатов с 1921 года. Небольшие и весьма просто устроенные приемники (трансформатор, громкоговоритель, плюс регулятор громкости, но не на каждом) начали ставить в общественных учреждениях, для чего в помещениях монтировали радиоточки, которые также начали оборудовать в квартирах граждан.
Выпуском недорогих приемников под такие радиоточки занялись завод им. Кулакова в Ленинграде, Горьковский радиотелефонный завод имени Ленина в Нижнем Новгороде и, специально для этого созданный в 1927 году, завод «Укррадиограмто» в Харькове. Первые приемники назывались «абонентское устройство проводного вещания» или «абонентский громкоговоритель», их выпускали под марками Аккорд, ЛМ-3 и ДП, но иногда на этих устройствах вовсе не было никаких названий. Изначально это были однопрограммные приборы, позже количество каналов увеличилось до трех и тогда этот агрегат считался суперпродвинутым, пока люди не понимали, что, по сути, особого разнообразия программ то и нет.
Распространение шло все-таки медленными темпами: на 1937 год на 1000 жителей только у 25 были радиоточки. Но к 1941 году их насчитывалось уже более 6 миллионов и этот показатель значительно опередил остальные государства, благодаря чему проводное вещание сполна смогло выполнить свою функцию в годы Великой Отечественной войны.
С начала 1950-х годов радиовещание получает особую поддержку государства, установка радиоточки в каждой квартире становится обязательной. Число приборов на тот момент уже было свыше 80 миллионов штук. В 1960-х годах столь популярная сеть стала жертвой «пиратов» — опытные радиолюбители подсоединялись к системе с самодельных приемников, но не просто слушали, а и вели свои передачи, заглушая усилителями программу. Правоохранительные органы на такие хулиганские выходки реагировали редко, главное, чтобы в политику не лезли. Популярность радиоточек продержалась вплоть до конца 1980-х годов, когда новые технологии стали вытеснять их за счет большей информативности и гибкости получаемой информации.