Мастера советского фарфора: скульптор Щербина Владислав Иванович
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
По сведениям археологов, на территории современной Латвии ювелирные изделия существовали уже 1,5...
История эмалей, по всей вероятности, имеет столь же древнюю историю, как и ювелирное дело. То, что ремесло существует более 3 тысяч лет, это можно сказать однозначно, но точнее уже установить невозможно. Самые ранние из сохранившихся до наших дней работ из золота с наплавлением цветной эмали найдены археологами на территории современной Греции. Это приблизительно XIV-XV века до н.э. В этих изделиях чувствуется влияние Рима и Египта.
Предшественники эмали
Самыми первыми и простыми предшественниками эмалей выступали попытки декорировать украшения шлифованными пластинами из смальты, стекла, керамики или даже драгоценных камней, наклеивая их между металлическими перегородками. Но все это было скорее формой полихромного обогащения украшений из металла, а не настоящей эмалью. Эту технику скорее можно назвать инкрустацией.
Она широко использовалась в Египте с 2563 по 2000 годы до н.э. и далее. По технологии, издалека напоминающей перегородчатую эмаль, на металлические пластины напаивали перегородки, ячейки заполняли смальтой, самоцветными камнями (бирюза, лазурит, сердолик и другие), после чего крепили похожей по цвету смальтой. Украшения фараонов и их саркофаги зачастую выполнялись из листового золота, камни утапливали до поверхности металла, такие изделия напоминают скорее искусную мозаику, дополненную чеканкой.
Только совершенствуя умения обрабатывать металл, и изобретая легкоплавкое стекло, человек смог получить нужный эффект. Уже в I веке н.э. хоть и в несколько грубоватой форме, но уже появляются предметы с элементами настоящих эмалей в привычной нам египетской расцветке.
Истории и технологии прошлого
Эмаль получают путем соединения расплавленного стекла с металлом. За образец была взята технология глазурования глины: в выемку металлического изделия клали измельченное до порошка или мелких кусочков стекло, после чего его расплавляли. Причем зачастую совмещая ее с другими технологиями, в частности, с филигранью. К примеру, в захоронениях на Кипре обнаружили скипетр, увенчанный двумя орлами, вся верхняя часть покрыта эмалью белого, зеленого и лилового оттенков в технике выемчатой эмали.
Через средиземноморье техника эмалей всего за несколько сотен лет проникла до территории Азербайджана, где, например, была обнаружена диадема с цветочным орнаментом в технике филигранной эмали. Находили и другие предметы. Здесь однозначно чувствуется греческое влияние. В те времена были популярными такие расцветки как белая, темные оттенки зеленого, темные оттенки синего и светлая бирюза.
Кроме филигранной техники, совмещенной с эмалью, находят и более простые украшения, которые вероятнее всего получали путем простого погружения в расплавленное стекло. Но все это были единичные экземпляры, до серийного производства еще было далеко.
Огромный вклад в развитие технологии внес Китай и близлежащие к нему государства: Персия и Индия. Техника перегородчатой эмали здесь становится достоянием более широких слоев населения, в частности это браслеты и другие украшения из меди, серебра и золота, а также зеркала, сосуды и прочее, впоследствии широко распространившееся по всему миру и пользующееся спросом в богатых слоях населения.
Техника предполагала заполнение ячеек эмалью в форме порошка, смешанной с клеящим составом, который сгорает при первом обжиге, после чего заполнение и обжиг проводили повторно. На третьем этапе клеящий состав уже не применяли. После финального обжига осуществляли полировку. Эмали использовались непрозрачные. Изделия могли достигать двух метров в высоту.
Среди кельтских украшений с V века до н.э. находят изделия в технике выемчатой эмали в красных оттенках по бронзе. Драгоценные металлы для оформления эмалью не брали. Предположительно идею позаимствовали с востока, заменив эмалью вставки из кораллов. В Британии цветовую гамму расширили белым, зеленым и синим цветами. Украшали так не только ювелирные изделия и посуду, но и оружие, конную амуницию и даже кареты. Удивительно, но в Древнем Риме, несмотря на любовь к роскоши, эмали распространения не получили, хоть и имели место.
Немцы долго предпочитали вставлять тонкие пластины цветных камней и стекла, точно подгоняя их под периметр «гнезда». Это была сложнейшая технология. Тщательная полировка позволяла увидеть все детали подложки. Только позже, в районе IV-VII веков начали появляться первые образцы в технике витражной эмали.
В VIII веке отмечен расцвет техники перегородчатой эмали в Византии. Самостоятельные художественные приемы уже не имитировали вставки из драгоценных камней, а откровенно представлялись как самостоятельное направление искусства. В качестве основы брали как драгоценные металлы, так и медь, железо и другие. Красота изделий многих летописцев наводила на мысль о вмешательстве в процесс высших сил.
Именно византийские эмали, появившиеся на пять столетий позже кельтских, считаются классикой, и воспринимается уже как изобразительное искусство. К сожалению, большинство образцов было уничтожено в период иконоборчества (VIII-IX века н.э.), с этого периода в Византийском искусстве начинается упадок в данном направлении.
Современные коллекции
Сейчас образцы в технике перегородчатой эмали можно найти во множестве музеев мира Европы, Азии, Америки. Здесь можно найти как светские украшения, включая короны и церемониальные предметы, так и предметы религиозного культа: кресты, раки, лари для евангелий, элементы алтаря и прочее.
Отдельно необходимо упомянуть престол из собора Святого Марка в Венеции, на нем представлены эмали византийских и западных мастеров эмалей X-XII веков. Этому престолу посвящено целое историческое исследование Н. П. Кондакова. Зачастую предметы привязаны к отдельным знаменитым историческим лицам или событиям.