Иван Ефимов рассказал, как устроен рынок антиквариата

7 декабря 2021

Антикварный бизнес – это легенды о сокровищах, которые продаются на барахолках за бесценок, о редких предметах с удивительной историей и, конечно, о мастерских подделках. Многие из этих легенд - правда. Эксперт аукционного дома «Двенадцатый стул» Иван Ефимов рассказал об устройстве современного рынка антиквариата.

«Для меня антиквариат — это хобби, которое превратилось в прибыльное дело. Все началось еще в студенческие годы, когда моя будущая супруга предложила собирать запрещенную в СССР литературу. Стать коллекционером достаточно просто, для этого не обязательно посещать аукционы и оставлять там миллионы долларов. Если что-то увлекло, не обязательно выделять на хобби большой бюджет», — рассказывает коллекционер.

Вещи с историей

По словам Ефимова, вещи попадают на аукционы из совершенно разных источников. На рынке работают профессиональные коллекционеры и дилеры. Есть немало наследников коллекционеров. Есть просто люди, у которых в руках оказался ценный предмет, и они ищут, кому бы его продать.

«Особенно высоко ценятся предметы с историей. У меня одна из самых интересных историй была связана с кольцом декабриста Евгения Оболенского. После суда декабристов заковали в кандалы и в них отправили в ссылку. Через несколько лет вышел указ, что кандалы можно снять, но декабристы их сохранили. Один из ссыльных, Трубецкой, предложил сделать из кандалов кольца, чтобы носить их как символ свободы. Потом кольца начали отделывать золотом, так как железо плохо влияет на кожу. Мое кольцо Оболенский подарил сестре, потом оно передавалось по наследству, пока не оказалось в руках одной девушки, которая вышла замуж за Федора Токарева, внука создателя пистолета ТТ. Кольцо Оболенского ушло с молотка за 6 миллионов рублей. При этом эксперты оценивали стоимость предмета в 2,5 миллиона рублей», — рассказывает Иван Ефимов.

Случайные находки

Истории про сокровища, которые находятся на барахолках — не редкость. Бывает так, что человек идет и вдруг видит что-то интересное. Иван Ефимов вспоминает, что на аукционе продали книгу за 1 миллион 200 тысяч рублей. Это детская книжка «Аня в стране чудес» Льюиса Кэрролла в переводе Набокова. Мужчина приобрел ее в «Букинисте» за смешные деньги. Он просто проходил мимо, увидел книгу, и что-то ему подсказало, что это ценность.

«Бывает так, что в семье лежит какая-то вещь. Люди не знают, что это, начинают выяснять, потом приходят к экспертам. Недавно принесли редкую пушкинскую книгу, напечатанную в начале прошлого века. В силу содержания книгу запретили, весь тираж пустили под нож прямо в типографии. Для неспециалиста ничего особенного в книге нет: бедный мягкий переплет, издание не прижизненное. Весь тираж «Стихотворений, не изданных в России» 1908 года, арестовали и уничтожили. Уцелели считанные экземпляры. Сейчас книга готовится к продаже на аукционе», — говорит Иван Ефимов.

Охота за сокровищами

Работа настоящего дилера — это постоянная охота. Коллекционер говорит, что все время находится в поисках чего-то интересного, и это интересное может найтись, где угодно. По его словам, он не раз покупал вещи за бесценок, а потом продавал за миллион и больше. Иван Ефимов считает это честным бизнесом, который основан на глубоком знании предмета.

«Самая ценная моя находка — Константиновский рубль. Монету чеканили в краткий период междуцарствия после смерти Александра I в 1825-м году, когда тринадцать дней наследником престола ошибочно считали его младшего брата Константина. Три такие монеты хранятся в музеях, еще пять — в частных коллекциях», — рассказывает Иван Ефимов.

Святые Граали антиквара

Каждый коллекционер мечтает заполучить что-то ценное, редкое и необычное. Например, тот самый Константиновский рубль, который считается самой редкой российской монетой. Для букинистов самой ценной вещью является редчайшее издание радищевского «Путешествия из Петербурга в Москву», почти весь тираж которого уничтожили по указу Екатерины II. Между тем, как говорит Иван Ефимов, в России, к сожалению, таких вещей мало. Другое дело страны, у которых было много колоний. Например, в Великобританию свозились ценности со всего мира — китайский фарфор, артефакты древней Индии и Китая. С предметами археологии тоже все сложно. Если кто-то что-то выкопал, этим торговать нельзя, потому что все, что в земле — собственность государства.

Подделки

Подделки существовали во все времена, так как спрос рождает предложение. Если есть какие-то вещи, за которые готовы платить большие деньги, обязательно найдутся мастера, которые их подделают. Частные коллекции стали собирать в эпоху Возрождения, и уже тогда начали появляться подделки. А до этого подделывали церковные реликвии.

Поколения поддельщиков тоже меняются, их подходы и методы работы становятся другими. При этом они не всегда совершенствуются. Например, монеты массово подделывают в Китае, а там, где все поставлено на поток, ни о каком качестве и речи быть не может. Коллекционер говорит, что большинство подделок определяет по фотографии в мессенджере.

Аукционы в России

Иван Ефимов говорит, что в России это было до революции, на заре советской власти. В «Метрополе» аукционы шли в ежедневном режиме. Молодой советской власти требовалась валюта, и ее получали в том числе за счет продажи культурных ценностей за рубеж. Во второй половине 1920-х годов все остановилось. Следующий аукцион состоялся только в 1988-м году, который провел дом Sotheby’s. В начале 1990-х появились лидеры, например, аукционный дом «Альфа-Арт», который принадлежал «Альфа-Групп».

За тридцать лет в России так и не появились большие аукционные дома, такие как Christie’s или Sotheby’s. По словам коллекционера, причин две. Первая причина заключается в том, что в России нет традиции продавать вещи на аукционах. Например, в США на аукционах продается почти все, от ношеной одежды до недвижимости. Американцы считают аукцион самым честным способом продавать и покупать. Вторая причина — продавать нечего. После революции много ценностей увезли с собой представители знати. То, что осталось — распродала советская власть.

«К счастью, в последние годы в Россию начали возвращать ценности. Вернули большую коллекцию Фаберже. Из последних крупных возвратов — архив адмирала Колчака. В июне во Франции продали документы мальтийского ордена и, по моей информации, они уже находятся в России. Постепенно РФ из экспортера ценностей превращается в импортера, однако в большей части это из-за сурового законодательства по вывозу культурных ценностей. Если что-то признают культурной ценностью, то вывезти предмет из страны невозможно. С одной стороны, это хорошо, когда предметы искусства возвращаются на родину. Однако многие на это жалуются, говорят, что для рынка было бы хорошо, если бы было свободное движение в обоих направлениях», — завершил Иван Ефимов.