Мастера советского фарфора: скульптор Щербина Владислав Иванович
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
По сведениям археологов, на территории современной Латвии ювелирные изделия существовали уже 1,5...
Суровый климат поспособствовал тому, что кладка печей на Руси всегда была на высоком уровне. Самыми древними считаются курные очаги, без дымохода. Тот очаг стал прообразом традиционной русской печи, которая сформировалась к пятнадцатому веку. В указанный период появились первые печи с дымовыми трубами, которые изготавливались из бревна. Однако по-черному печь топили в избах даже в двадцатом веке.
С шестнадцатого века стали быстро развиваться города, а техника кладки печи вышла на новый уровень. Центром обучения мастеров тогда была Москва. Там зарождались прогрессивные конструкции и новые формы, также строились заводы по изготовлению всех необходимых компонентов. Многое сделал Петр I, который запретил устанавливать курные печи в больших городах. Также был наложен запрет на изготовление деревянных труб. Будучи большим поклонником всего европейского, Петр I отдельным указом ввел свод правил кладки печи, толщину стенок, материал изготовления. Это поспособствовало тому, что стали открываться новые кирпичные заводы. Такие печи называли «голландками». Технологии кладки русской печи ушли столь далеко, что в восемнадцатом веке их использовали в Европе, но в деревнях, разумеется, пользовались старыми методами.
Традиционно в избе стояла одна печь, предназначенная для обогрева и приготовления пищи. Более зажиточные крестьяне могли себе позволить две печи, но вторая использовалась только для обогрева. Существовали строгие правила относительно того, где должна стоять печь. Устье было обращено к противоположной входу стене и обязательно освещалось боковым окном. Печь стояла вплотную к боковой стене. Между печью и стеной оставляли небольшое пространство для хранения принадлежностей. Клали печь, конечно, не из кирпича — это были глинобитные печи, которые надежнее кирпичных. Использовали самую обыкновенную красную глину, пластичную и нежирную. А клали печь обязательно в день перед полнолунием, чтобы она не сырела и не трескалась. Печь строили за один день, чтобы заготовленная глина не пересохла. Поэтому в деле принимали участие и женщины, и дети, а если в семье не хватало рук, приходили родственники и соседи. Даже если печь клал приглашенный мастер, ему тоже помогали.
В западных регионах были распространены печи с дымоходами, их называли «белыми», а вот в Сибири строили печи без дымоходов — «черные». Клали такие печи даже в тридцатые годы прошлого века. Печи без дымоходов стояли в избах из толстых бревен, с окнами под самым потолком, где вместо стекла был животный пузырь. Когда в избе совсем нечем было дышать, открывали не только окна, но и входные двери. Что интересно, так топили не только крестьяне: вплоть до восемнадцатого века подобные печи стояли в усадьбах сибирских дворян и знати. Печи без дымоходов используют и в наше время, но только в банях. Сторонники топки по-черному считают, что эта техника экономнее в плане расхода дров, а также обладает обеззараживающими свойствами.
Когда печь была готова, ее обязательно топили первый раз несмотря на то, что кладка выполнялась в теплое время года. В дымоходе поджигали бересту. Сгорали все доски внутри, которые удерживали форму конструкции. Саму печь протапливали еще на протяжении недели, чтобы она окончательно отвердела. Завершение работ обязательно отмечали большой трапезой.
Печь — это центр крестьянской избы, неудивительно, что с ней связано много верований. К примеру, с печью в сознании сибиряков-старожилов связаны понятия надежности и защиты, ведь это ядро дома, которое дает тепло и сытость. В фольклоре печная труба — это особенная дверь в избу для сверхъестественных сил. В старых народных сказках из трубы вылетает Баба Яга, через нее в дом обязательно проникает черт. И считалось, что хозяйка дома всегда ближе к нечистой силе, ведь она больше других находится у печи, чаще заглядывает внутрь, туда, где обитает домовой, значит, хорошо с ним знакома. Переселяясь в новый дом, невестка, будущая хозяйка, первым делом приносила помело, чтобы задобрить домового.
Печь была неотъемлемым атрибутом в лечебной магии. Например, с помощью угольков из печи лечили детей от испуга. Уголь бросали в воду, если он тонул, то ребенок вскоре излечится, а если нет, то причина не в испуге, а в каком-то недуге. Уезжая в долгие опасные путешествия, обязательно нужно было заглянуть в глубь печи, чтобы получить благословение от сверхъестественной силы, которая там обитает. Согласно языческим традициям, печь в избе должна была стоять так, чтобы первые солнечные лучи утром падали на нее. Если получалось так, что окно было не в том месте, в стене прорубали маленькую щель напротив печи.
Таким образом, к середине девятнадцатого века были выработаны рациональные конструкции печей, которые стали полностью универсальными. Печь обогревала жилище, на ней готовили пищу, ее использовали для магических ритуалов. На печи спали, с ее помощью лечили. Несомненно, такая магическая функция печи связана, в первую очередь, с тем, что это было вместилищем огня, вокруг которого концентрировалась вся жизненная энергия, обладающая целительной силой.