Мастера советского фарфора: скульптор Щербина Владислав Иванович
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
По сведениям археологов, на территории современной Латвии ювелирные изделия существовали уже 1,5...
Рында — это судовой колокол. Причем само слово пришло из Средневековья и до сих пор лингвисты не смогли определить точное его происхождение. Вероятнее всего, «рында» произошла от оставшегося в прошлом слова «рындать», что значило «трясти», но это только предположения.
История колокола на судне
Несмотря на то, что на Руси существовало собственное судоходство, Петр I решил ориентироваться на Запад и отправил моряков учиться. А в 1720 году был утвержден «Морской устав», в котором и вовсе обязали использовать команды на английском языке. При этом колокола на всех парусных судах Европы уже использовались для определенных команд. Команда о подаче звукового сигнала соответственно звучала: «Ring a bell!» Русским морякам тяжело было привыкнуть к иностранной терминологии, поэтому заменили на «рынду бей».
Одним из классических способов применения колокола было уведомление окружающих в условиях плохой видимости. Это не давало плавательным средствам разойтись или столкнуться. Рында была важной частью внутренней жизни корабля, заменяя часы: матрос отмерял получасовые интервалы с помощью песочных часов и оповещал всех об этом особенным ударом в колокол. С ее помощью отдавали команды, подавали сигнал тревоги, отмеряли время смены дежурств (вахты). В последнем случае это был четырехчасовой интервал, который отмечался тремя ударами в колокол. Началом отсчета был принят полдень.
Морские поверья и практики
Когда деятельность связана с риском для жизни, человеку свойственно искать защиту. Рынде приписывали способность отогнать злых духов и избавить от болезней (на подобии церковных колоколов). Считалось, что в шторм звонкий голос колокола утихомиривает морского дьявола и бурное море успокаивается. Когда на судне рождался ребенок, то крестили его в рынде. На ней могли даже выгравировать его имя. В случае гибели члена экипажа в его честь звучали восемь ударов колокола, как знак окончания его вахты. В английском есть даже понятие «Eight Bells» (восемь ударов), что значит «некролог».
Изготовление колокола
Каждая рында была индивидуальна и создавалась под определенный корабль с отметкой о наименовании судна и годе спуска на воду, приобретая центральный статус и собственное имя. Утрата или порча такого предмета не предвещала ничего хорошего. Поэтому если виновника выявляли и могли поймать, того ждало суровое наказание.
Для отливки колоколов использовали сплав меди, олова, цинка. От конкретного соотношения этих металлов зависел «голос» рынды. Было отмечено, что добавление драгоценных металлов, а в частности серебра и золота, делает звон мягче и приятнее на слух.
По уровню блеска рынды оценивали дисциплину на корабле. Начищенная до блеска свидетельствовала об исправной службе экипажа. В шутку моряки говорили: «рында должна блестеть, как лысина у боцмана». И хоть сейчас суда напичканы всевозможной электроникой, рында не стала раритетом и не ушла в прошлое. Разумеется, это дорогой и почетный подарок. Но, кроме того, суда длиной более 12 метров оснащаются колоколом в обязательном порядке для подачи сигналов в условиях ограниченной видимости.