Подарок нефтянику
Благодаря этим людям работают все промышленные предприятия, ездят транспортные средства,...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Благодаря этим людям работают все промышленные предприятия, ездят транспортные средства,...
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
Небольшие, художественно оформленные керамические плитки использовались для облицовки зданий и внутреннего убранства ещё со времен Древнего Египта, Ассирии и Вавилона. Первые найденные образцы относят ко второму тысячелетию до н.э. У нас идея прижилась, но была реализована по-своему, даже слово было придумано уникальное — изразец (старославянское «образец»). Наибольшее распространение изразцовый промысел получил в оформлении печей, а также использовался для теремов, дворцов и даже храмовых комплексов.
Появление ремесла на Руси
Начало производства изразцов относится к 10 веку и первые мастерские были основаны на территории Киева. Дату начала выпуска потребного типа керамики привязывают к основанию первого каменного храма на территории Древнего Киева, оформленного с их использованием.
Только спустя два века начали открываться центры производства в Москве, Владимире, Нижнем Новгороде, Ярославле и других русских городах. На их территории найдено множество образцов многоцветных керамических плиток, покрытых прозрачной глазурью. Чаще всего распространение изразцового промысла связывают с распространением христианства.
В 17 веке существуют несколько направлений керамического промысла, выпускающих различные типы изразцов:
Муравленые изразцы были популярны в Ярославле и на территории Пскова. Сама технология началась с различных глиняных изделий значительно раньше, а название получила от «травы-муравы». На подобных изразцах часто изображали растительные мотивы, животных, с их помощью создавали различные надписи.
Полихромная техника цветной глазури получила название «ценинная». Считается, что впервые ее придумали московские мастера. Суть технологии сводилась к тому, что керамическую плитку обжигали в печи, после чего покрывали эмалью и подвергали повторному обжигу. Первые экземпляры чаще всего были в белых, зелёных, бирюзовых и жёлтых тонах, но со временем цветовая гамма значительно расширилась.
В 17-18 веках яркие разноцветные ценинные изразцы постепенно полностью вытеснили монохромную муравленую керамику в оформлении церквей и домостроений. Тематика дополнилась множеством сюжетных линий, включая мифические и сказочные персонажи, вроде птицы Сирин и русалок, а также религиозными сценами.
В начале 18 века Петр I привез в Россию кобальтовую технику из Голландии. Рисунок синей краской на белом фоне входит в моду наравне с цветной техникой. Для печей 18 века особенностью выступает практически уникальное сюжетное наполнение облицовки. Стандартными могли быть только отдельные рисунки на изразцах: букеты, вазы, фрукты и так далее.
Связь ремёсел
Изразцовый промысел тесно связан с гончарным делом, а также с резьбой по дереву. Последние создавали трафарет для плитки. Именно от него зависел объемный рисунок. Далее гончар уже мог слепить с использованием такой «пасочки» форму и закалить ее в печи. После этого требовался художник.
Со временем к таким работам привлекались не любые, а специально обученные мастера по росписи. Когда в моду стали входить плоские печные изразцы, резчики более не требовались, а вот уровень художественной росписи по белой эмали требовался более высокий. В настоящее время объемные изразцы создают с использованием гипсовых форм. Они проще и дешевле деревянных, а также хорошо забирают на себя влагу.
Важной частью технологии являлась обратная сторона изразца. У него была «ножка» — бортик с тыльной стороны, который позволял прикрепить его к печи с помощью проволоки. Такая технология обеспечивала выполнение нескольких задач:
Многим сохранившимся печам и каминам в музеях нашей необъятной Родины уже несколько веков, но красота и внешний вид таких сооружений не отличить от новых. Отдельно стоит отметить, ставшую востребованной в последнее время, экологичность. По этим причинам древняя техника сейчас возрождается и имеет все шансы получить новую жизнь.