Мастера советского фарфора: скульптор Щербина Владислав Иванович
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
С наступлением зимы приходит время вспомнить новогодние традиции, у каждого они свои, но также...
По сведениям археологов, на территории современной Латвии ювелирные изделия существовали уже 1,5...
В октябре 1920 года вышло постановление большевиков о сборе, конфискации и продаже предметов антиквариата заграницу. Согласно этому постановлению, комиссариат внешней торговли должен был организовать сбор антиквариата в Петрограде и найти покупателей заграницей. Также поручалось организовать аналогичное ведомство в Москве.
Сразу после революции был установлен запрет на вывоз различных предметов за рубеж. Началась национализация, а если точнее — конфискация художественных полотен, ювелирных изделий и прочих ценностей. В это же время частные музеи и коллекции стремительными темпами начали переходить в государственную собственность. В ноябре 1918 года большевики приняли декрет о регистрации и постановке на учет памятников искусства, которые находились в частной собственности. В декрете писалось: «В целях сохранения и ознакомления населения с сокровищами старины, находящимися в России», однако на самом деле новая власть срочно нуждалась в деньгах — страна была полностью разорена.
Ставка на яйца Фаберже
До революции в России была одна из самых богатых в мире коллекций произведений искусства, которую веками собирали цари и дворяне. На протяжении веков Императорский дом получал подарки и покупал произведения искусства за свои деньги. Российские коллекции были известны во всей Европе. Так как новая власть нуждалась в деньгах, а продавать было нечего, в ход шло все, что осталось от царской власти: полотна известных художников, редкие предметы антиквариата, ювелирные изделия. В 1921 году в стране начался массовый голод, это вынудило власть искать средства для покупки хлеба. В январе 1922 года вышло постановление, которое должно было ликвидировать церковное имущество. Декрет обязывал изъять из храмов все ценные предметы, в первую очередь из золота, серебра и драгоценных камней. Все эти ценности должны были быть переданы в фонд «Спасения голодающих». Советская власть сумела собрать ценностей на сумму 4 миллиона золотых рублей, при этом из-за огромной бюрократической машины большая часть денег ушла на организацию и проведение самой кампании. Православная церковь тоже занималась сбором средств для помощи голодающим, собрав более 9 миллионов золотых рублей.
В это же время советская власть занималась разработкой реализации ценностей. Изначально планировалось только заложить их, но потом было решено все продать. До 1920-х годов царская коллекция только пополнялась ценными предметами, еще Петр Первый запретил продавать или дарить царские ценности. Сортировкой и оценкой богатств императорского дома большевики занимались до мая 1922 года.
В начале 1921 года в Советскую Россию приехал молодой бизнесмен из США, большой поклонник коммунистов Арманд Хаммер. Хаммер подписал с большевиками контракт о поставке американской пшеницы. В обмен он попросил большую партию меха, черной икры и царских драгоценностей. Бизнесмена, которому было всего 22 года, в Кремле принимал лично Владимир Ленин, подарив тому на прощание свою фотографию с автографом и пожеланиями. Кстати, Хаммер подписывал крупные контракты с Троцким, Хрущевым, Горбачевым, его принимали в СССР как «почетного капиталиста». Только Сталин не испытывал к американскому бизнесмену симпатий, так как тот был близким другом Троцкого. Хаммер в начале двадцатых годов поставил продажу царских ценностей на поток, за это он получал от советской власти 12 процентов комиссионных. Особое внимание он уделял яйцам Фаберже. Жадная советская власть продала даже фирменное клеймо Фаберже, что помогло наладить в Америке производство подделок.
Ценности из Эрмитажа
Свои действия большевики объясняли очень просто, мол, скоро обязательно случится мировая революция пролетариата, и все проданное вернется обратно. Советская власть распродавала драгоценности буквально на развес. Известный коллекционер Вейс из Великобритании купил за 45 тысяч фунтов стерлингов 9,5 килограмм бриллиантовых украшений и с огромной для себя выгодой продал их на аукционе Christies. Чтобы быстрее продать ценные вещи, большевики напечатали в 1925 году иллюстрированные каталоги, после этого сокровищница стала таять на глазах. Россия навсегда лишилась таких ценностей, как брачный венец императрицы Александры Федоровны, диадема «Русское поле» с редким и бесценным желтым бриллиантом.
Одновременно с ювелирными украшениями большевики разбазаривали музейные экспонаты. Глава всесоюзной антикварной торговой организации Ильин говорил: «Можем ли мы, вооруженные одной лишь наивностью, выходить на большую дорогу с Рембрандтами и Гудонами?». Единственное в чем был прав этот чиновник — «большая дорога», так как ситуация напоминала настоящий грабеж. Всего из Эрмитажа забрали более трех тысяч ценных полотен, большинство их которых навсегда потеряны для России.
По залам Эрмитажа, как по магазинам, прогуливались состоятельные иностранные покупатели и легко выкупали ценные полотна. Рядовые посетители нередко на месте картин видели лишь пустые рамки с надписью: «На реставрации». Некоторые шедевры сотрудникам музея удалось отстоять. Например, коллекция картин «Сектор Востока» уже лежала на складе и готовилась к отправке. Служащие музея написали коллективное письмо Сталину с просьбой оставить эту коллекцию в стране. Сталин согласился не продавать картины. Чтобы избежать вывоза других ценных картин, руководство музея старалось привязать их к коллекции «Сектор Востока».
Большевики продали бы намного больше ценностей, а возможно и все, но от полного краха музейные коллекции спасла сложная экономическая ситуация в мире после Первой мировой войны. Из-за напряженности многие шедевры остались в России. С другой стороны, из-за нехватки денег большевики распродавали культурное достояние за смешные деньги.