Как мастера иконописи обманули советскую власть

15 ноября 2022

Название «Палех» в настоящее время ассоциируется со сказочно красивыми шкатулками, но так было не всегда. Изначально близ речки Палешки обосновались беглые иконописцы. Они бежали от татар, после взятия ими Суздаля и Владимира еще в XIII веке, чем смогли сохранить искусство. До самой революции эти мастера писали иконы.

Существовали целые династии, где особенности росписи передавили по наследству и для сохранения технологии в тайне не брали в жены и не позволяли выходить замуж за кого-то вне пределов селения. Но со сменой власти религиозная тематика стала неактуальной и свои знания художники реализовали в новом направлении. Темой стали былины, предания, народные сказки, пейзажи и жанровые сцены.

От иконы в царские палаты

Стиль икон палехских мастеров в яркой гамме, с плавными линиями и тонкой росписью весьма узнаваем. Согласно христианской символике, все одежды покрыты позолотой, как отражением божественного света и благодати. Лица персонажей и вообще события на иконах максимально приближены к жизни, по сути являясь картинами религиозной тематики.

До самого XVII века про спрятанное глубоко в лесу поселение мало кто знал. Но в конце концов слава палехских мастеров добралась до столицы. В итоге монументальными полотнами этих незаурядных живописцев были разукрашены не только самые роскошные соборы и монастыри (Благовещенский собор Кремля, Троице-Сергиева лавра, Новодевичий монастырь, Ипатьевский монастырь в Костроме и многие другие), но и древнейшая из сохранившихся построек Кремля — Грановитая палата. Мастера знали древние летописи, историю своей земли, хранили традиции. Поэтому среди историков их стали называть «селом-академией».

От религиозных тем к мирским и обратно

Новое время принесло новые запросы. Октябрьская революция надолго сделала не востребованными библейские сюжеты. Но искусные художники оказались мудрее и быстро смогли перепрофилироваться в существующие реалии. Они научились создавать небольшие коробочки из папье-маше: ларчики для чая, шкатулки для украшений, пудреницы, табакерки.

Все это с огромным успехом было встречено вначале на Всероссийской кустарно-промышленной выставке в 1923 году. На вернисаже в Венеции годом спустя шкатулки покорили местных искусствоведов, даже был сделан запрос на создание школы, но по официальной версии мастера отказались ехать в Италию. А двумя годами позже на Всемирной выставке в Париже они по достоинству получили золотую медаль. После этого изделия Палеха не только прославились на весь мир, но и стали существенной статьей валютного дохода от экспорта молодого советского государства.

С началом Великой Отечественной войны искусство осталось в руках стариков и молодежи. Появились военные темы в живописи. Несмотря на все трудности, удалось сберечь технологии и даже продолжило работать местное художественное училище.

Сейчас иконопись становится снова востребованной. Традиции начали возрождать молодые художники. В селе Палех Ивановской области предприятие по выпуску лаковой миниатюры до сих пор является одним из основных, выдержав все перипетии других фабрик и экономические катаклизмы.

Особенности технологий

Фон выполняется черным лаком и это стало основным отличием палехской росписи. Еще одной особенностью выступает материал красок — настоящая палехская роспись выполняется яичной темперой. Тончайшие золотые и серебряные штрихи выделяют контуры, добавляют в картины глубины и света. Настоящие мастера сами создают себе кисти, собирая их из шерстинок беличьего хвоста.

Основными особенностями вековых традиций являются: миниатюрность, мягкая гамма с богатством цветовых переходов, изысканность изображения, наполнение сюжета множеством деталей, человеческие фигуры прописываются достаточно подробно, отдельные части тела несколько удлинены и находятся в движении. Филигранная точность каждой работы требует не только твердости руки мастера, а иногда и применения увеличительных стекол, настолько подробно прописывается каждый из сюжетов.