Короткая, но яркая история патефона
Старинные изобретения стоят особенного внимания. За прошлые столетия появилось немало...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Старинные изобретения стоят особенного внимания. За прошлые столетия появилось немало...
Благодаря этим людям работают все промышленные предприятия, ездят транспортные средства,...
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
В настоящее время нас окружает такое море информации, что мы физически не успеваем всю ее усвоить, а уж тем более разобраться, правдивая это информация или ложная, запущенная с определенной целью (фейк). Нельзя сказать, что это что-то новое и глядя на картину Сандро Боттичелли «Клевета на Апеллеса» можно подметить множество интересных моментов. Оригинал античного художественного произведения хранится в Италии в галерее Уффици.
Источник вдохновения
Основой послужила легенда о художнике Апеллесе, настолько талантливом и популярном в Древней Греции, что вызвал зависть у своих «конкурентов». Антифилос настолько хотел избавиться от гениального живописца, что оговорил его перед правителем Птолемеем I, обвинив в заговоре.
Апеллес был заключен под стражу и только благодаря тому, что реальные заговорщики отрицали его участие, избежал казни. Когда его освободили он создал картину «Клевета», но сохранилось только описание произведения и Боттичелли решил воссоздать холст по текстам древнегреческого писателя Лукиана.
Старый сюжет на новый лад
Итальянский живописец по-своему изложил сюжет. Новая «Клевета на Апеллеса» содержит 10 фигур в дорогом интерьере из персонажей христианских и древнегреческих мифов, золоченых декоративных композиций на колоннах. За окном виднеется спокойное бескрайнее море.
Вместо правителя Птолемея на троне восседает царь Мидас. По легенде Аполлон в отместку за признание Мидасом Пана лучшим музыкантом, наградил царя ослиными ушами. Именно так он и изображен на полотне Ботичелли. С двух сторон от царя стоят фигуры Невежества и Подозрения, нашептывающие ему наговор на Апеллеса.
Перед царем стоит Ранкор (Зависть) в черных одеяниях, протянув пальцы к глазам Мидаса, что можно трактовать как ослепление. Зависть ведет Клевету (фигура в голубом платье), в одной руке которой факел, а другой она тащит почти полностью раздетого Апеллеса. В это время Мошенничество и Вероломство вплетают украшения в волосы Клеветы. Сзади процессии расположилась мрачная дама в возрасте (Раскаяние), которая обернулась к обнаженной фигуре Истины.
Трактовка картины с точки зрения процесса дезинформации
Замена правителя намекает на преступление против бога (нежелание или неспособность признать совершенство Аполлона в музыкальном состязании). Имена стоящих рядом женщин трактуются как невежество и подозрительность в суждении о божественном и по аналогии о виновности Апеллеса. Невежество и Подозрительность есть источники дезинформации.
Это заставляет царя указать на причину, он тянет руку к Ранкору. Согласно значению слова «rancor» (англ) — это злоба и обида, то есть Ранкор в переносном смысле своей рукой показывает, что злоба затуманивает взор правителя. Ведомая Клевета со спутницами в лице Коварства и Мошенничества являются следствием враждебности, причиной которой стала указанная выше злоба или обида и показывает, что ложь надо украсить, чтобы в нее поверили. Факел в ее руках можно трактовать как символ ложного озарения и знания.
Ботичелли как бы говорит нам, что, когда божественную истину затуманивают ненависть и враждебность дезинформацию легко принять за свет правды. При этом Апеллес сложил руки в молитве показывая, что настоящая истина находится вне окружающих его лиц. На небеса также указывает стоящая в стороне Истина, направляя свой взор к Богу. А Раскаяние потихоньку приближается к трону, оглядываясь на Истину. Возможно, она доберется до Мидаса и угрызения совести побудят его увидеть правду. Автор картины считал, что только путем обращения к Богу в эру дезинформации можно определить, где ложь, а где истина.