Как похищали и портили лучшие картины?

18 октября 2020

История, с которой все хорошо знакомы по старой кинокомедии «Старики-разбойники», на самом деле далеко не выдумка: из музеев часто выносили ценные произведения искусства прямо среди бела дня. А если не удавалось украсть — портили.

Иван Грозный и сын его Иван Есть мнение, что картина, на которой Иван Грозный убивает своего сына, на многих людей воздействует негативно. В 1912 году ее пытался изрезать старообрядец по фамилии Балашов. Мужчина нанес несколько ударов охотничьим ножом и испортил лицо царя. Вредителя поймали и отправили в психлечебницу. Реставрацией картины занимался лично Илья Репин, вот только вернуть полотну первоначальный вид не удалось.

Прошло более ста лет, и в 2017 году на картину снова напали. Посетитель «Третьяковки», выпив перед походом в музей пива, взял железный столбик (такие используются в качестве ограждения) и с размаху швырнул его в картину. Объясняя поведение полицейским, вандал настаивал на том, что на картине искажены исторические события.

Бассейн в гареме

Картина Леона Жерома оценивается специалистами в полтора миллиона долларов. Видимо, эта сцена не давала покоя ворам, и летом 2001 года ее вынесли из Эрмитажа. Преступники зашли в закрытый зал, вход в который преграждала обычная веревка, вырезали ее из рамки, сложили вчетверо и спокойно ушли из здания. Милиция безуспешно искала картину более пяти лет. В конце 2006 года в приемную главного коммуниста России Геннадия Зюганова пришел неизвестный и оставил сверток. Кроме картины там была записка, в которой сообщалось, что шедевр передается Зюганову по той причине, что доверие есть только к коммунистам. После того, как эксперты удостоверились в подлинности картины, ее отправили на реставрацию, сегодня она снова в Эрмитаже. Вероятнее всего, преступники просто не знали, что делать с картиной, ведь об ее исчезновении знала вся страна, что делало продажу невозможной. Воры так и остались неразоблаченными.

Дело о пропаже 200 экспонатов

В августе 2006 года произошел скандал всероссийского масштаба. Во время ревизии в Эрмитаже выяснилось, что не хватает 208 экспонатов. Из музея пропали ценные иконы 16-18 веков, ювелирные изделия, древние статуэтки и другие ценности. Всего по словам экспертов пропало антиквариата на 5,2 миллиона долларов. Главной подозреваемой стала сотрудница музея Лариса Завадская, которая умерла во время следствия. Однако ее муж, который оказался к тому же подельником, получил шесть лет колонии. Часть предметов удалось вернуть, но большинство уникальных экспонатов пропало, видимо, навсегда.

Даная

В 1985 году в музей зашел самый обычный с виду посетитель. В те времена никого не досматривали при входе, и мужчина спокойно пронес с собой серную кислоту. В считанные секунды картина Рембрандта была почти полностью уничтожена. Вандалом оказался невменяемый литовец. Объяснить свое поведение он так и не смог, и его поместили в психлечебницу. Реставрация картины длилась тринадцать лет, сейчас полотно защищено прочным стеклом.

Святой лука

В марте 1964 года из Русского художественного музея в Москве пропало знаменитое полотно Франца Хальса. Картину грубо вырезали из рамы. Милиция не сомневалась в том, что преступник — сотрудник музея, так как произошло это в санитарный день. Расследование было полностью засекречено, а контролировало его прокуратура СССР. Следователи проверяли всех любителей живописи. Вскоре к расследованию присоединилось КГБ, но объединенные усилия двух ведомств не давали положительных результатов. Преступник «погорел» из-за своей жадности. Возле магазина «Мелодия» вор увидел хорошо одетого мужчину и принял его за иностранца, которые часто стояли в этой точке и покупали ценности у фарцовщиков. Он предложил «иностранцу» картину известного художника за сто тысяч американских долларов. Хорошо одетым мужчиной оказался сотрудник КГБ, который мгновенно сориентировался и согласился посмотреть картину на следующий день. Преступника задержали, «Святого Луку» вернули. Следователи оказались правы: вором был сотрудник музея — дважды судимый за кражи помощник реставратора.