От каолина до шедевров: история Барановского фарфорового завода
Барановский фарфоровый завод — один из самых первых, кто начал изготавливать фарфор на...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Барановский фарфоровый завод — один из самых первых, кто начал изготавливать фарфор на...
Современные свечи устроены уже не так, как в прошлом, но еще полтора века тому назад для их...
Историю развития промышленной и ремесленной России в дореволюционный период невозможно...
Сегодня на антикварном рынке очень часто можно нарваться на подделку и мне уже давно хотелось написать статью о подделках фарфора. Стоит отметить, что фарфор начали подделывать уже с дореволюционных времен. В 19-м веке Императорский фарфоровый завод (ИФЗ) подделывал Мейсен, а те, в свою очередь, подделывали предметы ИФЗ. Но поскольку эти подделки были сделаны на мощностях завода и фабрики, то они были очень высокого качества. В эпоху СССР существовали хитрые и предприимчивые люди, которые подделывали, например, предметы агитационного фарфора и пытались продать их в государственные музеи через закупочную комиссию при Министерстве культуры.
В конце 1980-х — начале 1990-х подделки фарфора расцвели бурным цветом. Подделывали в основном фигурки Гарднера, редкие статуэтки ЛФЗ 1920-х — 1930-х годов, тарелки ИФЗ с батальными сценами. Если вначале старались подделывать в основном дорогие предметы, чтобы можно было получить максимальную прибыль, то с течением времени мастера подделок обратили свое внимание и на дешевые, но не менее востребованные предметы.
Сейчас на рынке подделок наблюдается настоящая революция, появились новые технологии, которые значительно упростили задачу мошенникам. Раньше, чтобы изготовить копию любой фарфоровой статуэтки, нужно было заказать модель у скульптора, которая должна быть больше оригинала на 17-20%, поскольку фарфор имеет свойство при обжиге усаживаться. Сегодня же есть 3D сканеры и принтеры. Нужную фигуру можно отсканировать, увеличить в компьютерной программе на нужные проценты и напечатать мастер-модель на принтере, получив тем самым стопроцентный клон фигурки.
С такими возможностями поддельные статуэтки получаются очень приближенными к оригинальным. Поэтому простому человеку, который только начал собирать фарфор или покупает его для подарка, отличить подделку от оригинала практически невозможно. Это под силу сделать только опытным коллекционерам и экспертам, которые изучают этот вопрос не одно десятилетие и воочию видели настоящие оригинальные статуэтки. Меня часто просят объяснить, как отличить подделку от оригинала, но научить этому невозможно, поскольку знания приходят с опытом. Иногда понимание того, что в руках подделка, приходит на интуитивном уровне, поскольку мне на протяжении 15-ти лет приходилось держать в своих руках сотни настоящих фигур и я, как говориться, уже набил руку, только в моем случае глаз.
Я могу поделиться некоторыми советами по поводу того, на что стоит обращать внимание при покупке фарфора.
В первую очередь нужно смотреть на качество росписи. Раньше роспись тиражных статуэток на заводе осуществлялась массово, и художники работали по сути на конвейере, успевая расписывать за смену большое количество однотипных фигур. Современные художники по фарфору умеют не хуже пользоваться своим ремеслом, чем их коллеги в прошлом, но у них не набита рука. Поэтому мазки, выполненные этими людьми, иногда не такие уверенные, и роспись будет отличаться от настоящей, тиражной.
Надо сказать и о красках для фарфора, они тоже претерпели изменения. Например, краска оранжево-красного цвета (силен). Раньше в её состав добавлялся мышьяк, а сейчас этот вредный ингредиент в ней отсутствует, и поэтому этот цвет на старых и на новых фигурках будет отличаться.
Фарфоровая масса также будет отличаться по цвету и текстуре от старой, нужно только уметь сравнивать.
Главный совет: чтобы научиться определять подделки, нужно немало пересмотреть настоящих фигурок, изучать и сравнивать цвет красок, быть внимательным к деталям, обращать внимание на роспись лиц, элементов одежды, сравнивать фарфоровую массу, внимательно рассматривать клейма и штампы на фарфоре. А еще читать побольше литературы по данной тематике и ходить в музей, чтобы увидеть настоящие экземпляры. Но лучше при коллекционировании обращаться к истинным профессионалам, которые занимаются фарфором не один десяток лет. Покупать фарфоровые статуэтки только в проверенных местах, желательно в крупных антикварных магазинах, где при ваших сомнениях вам все объяснят и покажут, и в случае ваших сомнений принять назад купленный вами предмет.