Лавка старины на 50-м Российском Антикварном Салоне
Дорогие друзья! С 27 ноября по 1 декабря в московском Гостином дворе проходит важнейшее событие...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Дорогие друзья! С 27 ноября по 1 декабря в московском Гостином дворе проходит важнейшее событие...
Старинные изобретения стоят особенного внимания. За прошлые столетия появилось немало...
Благодаря этим людям работают все промышленные предприятия, ездят транспортные средства,...
Вот уже полтора столетия под маркой Royal Dux Bohemia в Чехии изготавливаются красивейшие «фигуральные» и «интерьерные» статуэтки из фарфора высочайшего качества. Десятки тысяч произведений искусства, представляющих собой статуэтки в виде фигур людей и животных, а также других декоративных предметов — часы, чаши, вазы, канделябры обладают широкой палитрой исполнения. Все эти вещи поражают своей утонченностью и изяществом.
Royal Dux Bohemia — это название фарфоровой фабрики, которая работает в городке Духцов в Богемской области. Мануфактуру основали в середине девятнадцатого века, тогда город назывался Дукс. Изначально это было производство по изготовлению посуды, но постепенно приоритеты начали меняться. Художественные декоративные предметы в виде статуэток и бюстов в жанре ар-нуво (модерн) стали визитной карточкой производства. К началу двадцатого века ассортимент расширился, появились изысканные декоративные вазы, украшенные трехмерными фигурами, подсвечники, шкатулки, тарелки и другие изделия. Продукция фабрики является важной частью чешского фарфора, который экспортируется на все континенты.
Секрет изготовления фарфора на протяжении веков хранили китайцы, поэтому европейские мастера делали изделия из терракоты и фаянса. К слову, терракотовая посуда пользовалась в Европе большим спросом, в ней готовили еду, заваривали чай. При этом во все времена она была доступной по цене. В конце восемнадцатого века, после очередной попытки, европейские мастера, наконец, смогли раскрыть секрет фарфора. Так сложились все условия для широкого развития фарфоровой мануфактуры без помощи китайцев. В 1796-м году открылась первая богемская фарфоровая фабрика в городке Клостерле.
Богемия не случайно стала тем регионом, где фарфоровых изделий производилось больше всего. Именно здесь, на западе Чехии оказалось много залежей каолина — важнейшего элемента для выпуска фарфора. Производство начало постепенно развиваться, стали открываться новые фабрики. Одна из первых была построена в Дуксе. В 1860-х годах фабрику выкупил успешный предприниматель и моделист-эксперт Эдуард Эйхлер. До этого Эйхлер уже владел фабрикой, его производство более четверти века успешно выпускало изделия из фаянса и терракоты. Однако лишь небольшая часть производства в Дуксе была отведена фарфоровым изделиям. Ситуация круто изменилась после смерти бизнесмена в 1885-м году. По наследству фабрика перешла приемному сыну Вильгельму Гансу, и он решил, что изделия из фарфора могут принести больше денег.
Новый век — новое признание
Новый владелец расширил и усовершенствовал производство фарфора, купил новейшее оборудование, ввел продвинутые технологии по использованию мягкой пасты, что в разы расширило возможности предприятия. Компания стала быстро развиваться и расширять ассортимент, и уже совсем скоро, в 1891-м году получила статус акционерной корпорации Duxer Porzellanmanufaktur A.G. Главный офис компании открыли в Берлине.
Период конца девятнадцатого — начала двадцатого века был особенно успешным и продуктивным для фабрики благодаря дизайнеру Алоису Хампелу. Именно он является автором серии фигурок и бюстов в стиле ар-нуво. Начался экспорт фарфоровых изделий в страны Европы, позже продукция добралась до Северной Америки. Фарфоровые фигурки Хампела принимали участие во всевозможных выставках, каждый раз получая почетные награды, среди которых Grand Prix на всемирной выставке в Сент-Луисе в 1904-м году и золотая медаль на выставке в Милане в 1906-м.
Спрос на фарфоровые изделия Royal Dux требовал и глобального расширения производства. В 1910-м году на фабрике работало 500 рабочих, цеха были оборудованы 15 круглыми муфельными печами. В 1913-м году заработала паровая электростанция, что позволяло внедрять новейшие технологии того времени.
Начало Первой мировой войны остановило производство. Торговые сети были разрушены, люди стремительно беднели, и спрос на продукцию такого типа резко падал. Руководству фабрики не хватало денег для проведения новых разработок, а также для развития дизайна. По окончанию войны производство возобновило работу, однако фабрика все еще работала на малых мощностях, не в полном объеме. В двадцатых годах, во времена Великой депрессии, когда Германия переживала сильнейший экономический кризис и инфляцию, фабрика и вовсе перестала развивать новые производственные линии. В тридцатых годах, после прихода к власти Адольфа Гитлера, когда начался бурный экономический рост, фабрика немного увеличила мощности, однако вернуть былую славу не удалось. Производство не модернизировалось, новые дизайнерские идеи не появлялись. С конвейера выходили все те же фигурки, которые создал в начале века Алоис Хампел.
Между тем, фабрика успешно пережила Вторую мировую войну, производство ни на день не останавливалось, цеха не попали под обстрелы и уцелели. Конечно, работа шла на самых минимальных оборотах. После войны были открыты новые мастерские в государственной школе керамики в Теплице. Мануфактура больше не принадлежала немцам и перешла в собственность государства. Чешские мастера постепенно начали восстанавливать утраченные за годы двух мировых войн и великой депрессии старинные секреты и разрабатывать новые технологии. Таким образом, уже в конце пятидесятых годов фабрика Royal Dux вернула свои позиции на мировом рынке.
Диапазон изготавливаемых фарфоровых изделий на богемской фабрике был дополнен реалистичными фигуративными мотивами. Новая серия дизайнерских решений чехословацкого дизайнера и профессора Ярослава Ежека принесла мануфактуре большой успех. В Брюсселе в 1958-м году, где проходила Всемирная выставка фарфоровых изделий, продукция Royal Dux получила несколько престижных наград. Вот уже более шестидесяти лет ассортимент изделий фабрики увеличивается, радуя изяществом и элегантностью удивительных линий и изящных форм.
Что должны знать коллекционеры об изделиях Royal Dux
Чешская фабрика Royal Dux более полутора века сохраняет самые высокие эстетические и технологические стандарты производства. Регулярно выпускаются новые каталоги фигуративного и декоративного фарфора, который уважают во всем мире. Не удивительно, что чешский фарфор пользуется большой популярностью среди коллекционеров по всему земному шару. Понятно, что особенным украшением любой коллекции являются именно старинные фигурки. Так как же антиквары определяют ценность богемского фарфора Royal Dux?
Важно знать, что фарфоровые изделия Royal Dux охарактеризованы четырьмя производственными периодами. Определить их можно по стилю изготовления, но проще делать это по логотипу, который менялся несколько раз. С 1860-х годов до Первой мировой войны логотип выглядел как литера «Е» в центре треугольника с желудем вверху. С 1919-го года до Второй мировой войны появилось клеймо «Сделано в Чехословакии», отпечатанное тушью рядом с треугольником. С 1947-й по 1990-й год буква «Е» была заменена на «D», а надпись «сделано в Чехословакии» убрали. С 1990-го года по настоящее время используется клеймо «Сделано в Чешской Республике». Буква «М» иногда встречается на изделиях середины пятидесятых годов.