Короткая, но яркая история патефона
Старинные изобретения стоят особенного внимания. За прошлые столетия появилось немало...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Старинные изобретения стоят особенного внимания. За прошлые столетия появилось немало...
Благодаря этим людям работают все промышленные предприятия, ездят транспортные средства,...
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
Глиняная игрушка — это традиционный народный промысел, зародившийся в древнем поселении, носящем красивое название Каргополь Архангельской области.
История промысла
Археологами были найдены на этой территории фрагменты глиняных изделий, которые относят к XI–XIII векам, а значит уже тогда гончарный промысел был достаточно развит. Красная глина была здесь в достатке, из нее можно было изготавливать изделия не только на гончарном круге, но и лепить вручную.
Максимального развития гончарное дело на этих территориях достигло в XIX веке. Все это было связано с тем, что такое ремесло было как-бы вспомогательным: летом мужчины и женщины работали в поле, а после сбора урожая принимались за изготовление горшков. Хороший мастер успевал за зиму сделать 400-800 изделий, которые приносили ему около 15 рублей, что было весьма немало для тех лет.
Мужчинам помогали не только жены, но и дети. Из остатков глины лепили игрушки, часто это были свистульки, которые служили скорее не как средство заработка, а рекламой: ярко расписанное и издающее звуки изделие привлекало внимание детей, которые тянули родителей к прилавку, а те за компанию приобретали все необходимое в хозяйстве.
Самой древней глиняной игрушкой, которую смогли найти на этой территории, является конь без особой росписи достаточно простой формы. Эту фигурку относят к XV–XVI векам. Только во второй половине XIX века можно точно сказать, что сувенирная продукция получила большое распространение. Изображались люди, животные и даже фантастические существа, например, кентавры. Немного позже стали создавать не только отдельные фигурки, но и целые сюжетные композиции: работу крестьян по дому, домашнее хозяйство с коровами, лошадьми и птицами, кузницу, праздники, охоту на диких животных и многое другое.
По таким фигуркам можно заметить остатки древних языческих верований. Часто можно было увидеть изображение матери-земли, которая символизировала достаток и плодородие, ее олицетворяла женщина с младенцем или птицей в руках. Герои сказаний также были объектами для воплощения в глине: медведи, другие реальные и фантастические существа.
Одним из них был Полихан или Полкан, который ближе всего к европейским кентаврам, в ранних версиях он имел тело собаки. Это был добрый богатырь, защищавший бедных и беззащитных. Другой пример — тянитолкай (конь с двумя головами с противоположных сторон торса). Половина его была белая, половина черная. Всадник между ними воплощал вечные метания души между добром и злом, но иногда наездник изображался наклоненным к белой стороне, что как-бы показывало предпочтение добра.
Украшение каргопольской игрушки
Игрушки создавались из цельного куска глины, никаких налепных деталей обычно не было. Для придания гладкости поверхности изделия руки смачивали водой. Декором долгое время выступала нехитрая методика: сразу после обжига предмет погружали в мучной раствор, и пригоревшая мука создавала оригинальные узоры на поверхности.
Технологии изменились только в конце XIX века: стало больше налепных деталей, а перед обжигом предмет смазывался дёгтем и посыпался свинцовым порошком, что в процессе обжига формировало на поверхности своеобразную глазурь. После обжига изделие расписывали охрой, цветной глиной или даже сажей, или мелом. Позже игрушки стали белить и расписывать красками. Символика орнаментов часто шла из древних верований: круг и стрелы означали солнечный свет и тепло, волнистые линии — воду, а растительность — урожай.
Новое рождение игрушки из Каргополя
До революции промысел процветал. А после интерес значительно поубавился и к 1930-м годам мастеров почти не осталось. Но все же кое-кто сохранил традиции. Одни из них Иван Дружинин и Ульяна Бабкина, уроженцы деревни Гринево. Манера создания игрушки максимально простая с плавными формами и исключительно природным декором. В их работах есть одиночные изделия и сложные сюжетные композиции.
Только в 1960-х годах началось возрождение промысла. Союз художников РСФСР помог открыть гончарный цех, ставший частью предприятия «Беломорские узоры». В современных игрушках стали применять новые технологии, она стала более детализирована и ярче раскрашена, но все это в рамках традиционного стиля. В начале нашего века в Каргополе открыли музей гончаров-игрушечников. Здесь любой желающий может поучиться лепке и росписи. Также работает детская школа искусств, где детей учат созданию таких игрушек.