Короткая, но яркая история патефона
Старинные изобретения стоят особенного внимания. За прошлые столетия появилось немало...
Тел.: | +7 926 128-38-56 +7 925 505-49-69 +7 965 188-00-55 моб. WhatsApp, Viber 8 800 201-72-91 бесплатно из регионов |
Антикварный магазин «Лавка Старины»: оценка, покупка и продажа антиквариатаЛюбой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1 Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69 |
Старинные изобретения стоят особенного внимания. За прошлые столетия появилось немало...
Благодаря этим людям работают все промышленные предприятия, ездят транспортные средства,...
Будущий скульптор родился 27 октября 1926 года в старинном русском городке Вознесенске,...
Каска, она же шлем, это головной убор, служащий для защиты от механического воздействия головы воина. Для русского языка ближе слово «шлем», слово «каска» чаще применяется для европейских и американских изделий. Такое средство безопасности логически возникло после того, как изобрели огнестрельное оружие, а уж тем более, хоть для начала и примитивную, но артиллерию и доспехи отправились в музей. Нужно было изобретать новые средства защиты в условиях войны из окопа в окружении летающих осколков и камней.
Эволюция
Идею каски для защиты головы первыми придумали французы для защиты головы пожарных, так как именно им на голову на любом пожаре могут упасть тяжелые предметы. И когда воинские подразделения начали закапываться в землю и даже под нее, начали придумывать, чтобы такого надеть на голову, чтобы именно оно первым выглядывало из окопа.
В XIX веке это было скорее элементом формы и отличия войск, а не серьезным средством защиты: в России и Пруссии часто использовали кожаные варианты изделий, в других европейских странах носили изделия из металла, а в колониальных подразделениях применялись легкие пробковые шлемы.
Только в 1915 во Франции была разработана модель, предусматривающая несколько степеней защиты: из стального листа была создана полусферическая каска, с передним и задним козырьками, вентиляционным отверстием и кожаным подшлемником из нескольких деталей. Эта конструкция получила название «каска Адриана». Удобная и простая конструкция позволила значительно снизить риски и последствия ранений в голову. Многие европейские страны начали закупать или самостоятельно изобретать такие каски.
В 1916 году немцы усовершенствовали модель каски, а для усиления защиты от пуль придумали устройство для дополнительной установки бронированных пластин. Англичане в то же время полезли в историю и взяли идею головных уборов средневековой пехоты, которая носила название капеллина или шапель, а в новых реалиях приобрела имя «каска Броди». Она использовалась в разных модификациях вплоть до начала Великой Отечественной войны. В варианте производства СССР шлем имел большую толщину металла 1,8 мм и из-за этого значительный вес в 1,2 кг.
Испанцы также использовали модификацию такой модели, добавив в нее широкие защитные поля, она получила название M2.
Италия пошла по своему пути, взяв за образец форму римских легионеров. Модель получила название М31, а в 1930-х годах после отдельных усовершенствований стала называться М33 и с 1937-го года широко использовалась в армии. Идея такой конструкции легла в основу касок других стран, в советском союзе ее позаимствовали для модели СШ-40.
Каждое государство при производстве шлемов стремилось их модифицировать для того, чтобы достичь узнаваемости своих воинов на поле боя и превосходства в защите. Швейцарцы пошли дальше всех остальных в стремлении получить ещё и эстетически совершенное изделие, они заказали проект художнику из Франции.
Эта каска была оснащена забралом с отверстиями для защиты глаз воина. Национальный крест штамповался на передней части шлема. Но несмотря на внешнее совершенство, шлем оказался весьма сложным в производстве и неудобным в пользовании, в частности из-за того, что забрало перекрывало обзор пользователю.
У Востока — свой путь
Япония начала разрабатывать свои модели шлемов только в 1922 году под названием М1922. Это было цельноштампованное изделие. Он быстро был модифицирован, вентиляцию пришлось закрывать от проникновения воды и сделано это было в национальном стиле: купол увенчали цветком сакуры. Но позже от такого «украшения» отказались, усилили прочность, и каска приобрела название «Кабуто тип 90». Но вес каски был более 1 кг и носить ее было достаточно тяжело, а вариант с бронированной пластиной в вовсе весил 2 кг.
Вторая мировая война
К этому времени уже многие поняли, что главное не оригинальность, а технические свойства. Все больше каски разных стран мира становились похожими, особенно лучших из них: немецкая, произведенная из углеродистой стали, М35 считается лучшим изобретением оружейной мысли с простой обтекаемой формой, производилась в двух размерах и имела семь размеров подшлемника для удобства подгонки под размер головы.
Каски СССР СШ-39 и СШ-40 имели более совершенную защиту, так как изготавливались из броневой стали, но уступали немецким по удобству. Американцы создали двухкомпонентную систему: под стальную внешнюю часть, вставлялся второй шлем из прессованного картона, а уже в него подшлемник, но ценой такой конструкции был большой вес.
Металлические каски продержались до 1990-х практически без изменений. Им на смену пришли современные кевларовые шлемы.