Каска или шлем в военной истории

2 мая 2022

Каска, она же шлем, это головной убор, служащий для защиты от механического воздействия головы воина. Для русского языка ближе слово «шлем», слово «каска» чаще применяется для европейских и американских изделий. Такое средство безопасности логически возникло после того, как изобрели огнестрельное оружие, а уж тем более, хоть для начала и примитивную, но артиллерию и доспехи отправились в музей. Нужно было изобретать новые средства защиты в условиях войны из окопа в окружении летающих осколков и камней.

Эволюция

Идею каски для защиты головы первыми придумали французы для защиты головы пожарных, так как именно им на голову на любом пожаре могут упасть тяжелые предметы. И когда воинские подразделения начали закапываться в землю и даже под нее, начали придумывать, чтобы такого надеть на голову, чтобы именно оно первым выглядывало из окопа.

В XIX веке это было скорее элементом формы и отличия войск, а не серьезным средством защиты: в России и Пруссии часто использовали кожаные варианты изделий, в других европейских странах носили изделия из металла, а в колониальных подразделениях применялись легкие пробковые шлемы.

Только в 1915 во Франции была разработана модель, предусматривающая несколько степеней защиты: из стального листа была создана полусферическая каска, с передним и задним козырьками, вентиляционным отверстием и кожаным подшлемником из нескольких деталей. Эта конструкция получила название «каска Адриана». Удобная и простая конструкция позволила значительно снизить риски и последствия ранений в голову. Многие европейские страны начали закупать или самостоятельно изобретать такие каски.

В 1916 году немцы усовершенствовали модель каски, а для усиления защиты от пуль придумали устройство для дополнительной установки бронированных пластин. Англичане в то же время полезли в историю и взяли идею головных уборов средневековой пехоты, которая носила название капеллина или шапель, а в новых реалиях приобрела имя «каска Броди». Она использовалась в разных модификациях вплоть до начала Великой Отечественной войны. В варианте производства СССР шлем имел большую толщину металла 1,8 мм и из-за этого значительный вес в 1,2 кг.

Испанцы также использовали модификацию такой модели, добавив в нее широкие защитные поля, она получила название M2.

Италия пошла по своему пути, взяв за образец форму римских легионеров. Модель получила название М31, а в 1930-х годах после отдельных усовершенствований стала называться М33 и с 1937-го года широко использовалась в армии. Идея такой конструкции легла в основу касок других стран, в советском союзе ее позаимствовали для модели СШ-40.

Каждое государство при производстве шлемов стремилось их модифицировать для того, чтобы достичь узнаваемости своих воинов на поле боя и превосходства в защите. Швейцарцы пошли дальше всех остальных в стремлении получить ещё и эстетически совершенное изделие, они заказали проект художнику из Франции.

Эта каска была оснащена забралом с отверстиями для защиты глаз воина. Национальный крест штамповался на передней части шлема. Но несмотря на внешнее совершенство, шлем оказался весьма сложным в производстве и неудобным в пользовании, в частности из-за того, что забрало перекрывало обзор пользователю.

У Востока — свой путь

Япония начала разрабатывать свои модели шлемов только в 1922 году под названием М1922. Это было цельноштампованное изделие. Он быстро был модифицирован, вентиляцию пришлось закрывать от проникновения воды и сделано это было в национальном стиле: купол увенчали цветком сакуры. Но позже от такого «украшения» отказались, усилили прочность, и каска приобрела название «Кабуто тип 90». Но вес каски был более 1 кг и носить ее было достаточно тяжело, а вариант с бронированной пластиной в вовсе весил 2 кг.

Вторая мировая война

К этому времени уже многие поняли, что главное не оригинальность, а технические свойства. Все больше каски разных стран мира становились похожими, особенно лучших из них: немецкая, произведенная из углеродистой стали, М35 считается лучшим изобретением оружейной мысли с простой обтекаемой формой, производилась в двух размерах и имела семь размеров подшлемника для удобства подгонки под размер головы.

Каски СССР СШ-39 и СШ-40 имели более совершенную защиту, так как изготавливались из броневой стали, но уступали немецким по удобству. Американцы создали двухкомпонентную систему: под стальную внешнюю часть, вставлялся второй шлем из прессованного картона, а уже в него подшлемник, но ценой такой конструкции был большой вес.

Металлические каски продержались до 1990-х практически без изменений. Им на смену пришли современные кевларовые шлемы.