Художник И. А. Владимиров: знакомый и незнакомый

30 апреля 2024

Иван Владимиров известен как баталист и как корреспондент. Множество его работ размещено в газетах дореволюционного времени и массовой периодической печати молодого советского государства послереволюционного периода.

Молодые годы

Родители, русский священнослужитель Алексей Владимиров и английская художница Элизабет Вакгорн, познакомились во время работы его отца в Англии в 1860-х годах. Через несколько лет они переехали жить в Россию, осев в городе Вильно, который позже стал называться Вильнюс, где и появился на свет 10 января 1870 года у них сын Иван.

Его образованию уделяли особое внимания, да и он сам был достаточно любознателен, читая книги и с интересом слушая рассказы отца. По наследству ему перешла и любовь к рисованию, поэтому в 16 лет он пошел учиться в Виленскую рисовальную школу, где проявил редкий талант. Но в какой-то момент мечта стать военным перевесила, и он поступил в Санкт-Петербургское юнкерское училище. Блестящей военной карьере, которую ему прочили учителя, помешали проблемы со здоровьем.

В результате в 1891 году молодой человек идет в Санкт-Петербургскую академию художеств. Во время получения образования он уже начал подрабатывать художественным корреспондентом, так как для периодических изданий в те годы было дешевле нанять живописца, чем покупать фотографии, а Владимиров отличался скрупулезной точностью в своих зарисовках.

После окончания учебы, любовь к живописи и военному делу объединились в работе военного корреспондента. За проявленное мужество и замечательные иллюстрации военных баталий 1817–1864 годов на Кавказе он был удостоен серебряной и золотой медали, а также получил класс художника первой степени. Среди самых знаменитых работ тех лет «Взятие турецкого редута» и многие другие.

Свидетель жестокой реальности

К военным репортажам он вернулся в 1904 году с началом Русско-японской войны. Помимо газеты «Нива», с которой художник сотрудничал многие годы, его работы использовали в прессе Англии и Франции. Наиболее удачные полотна тех лет «Артиллерийский бой», «Орудие в опасности», «В Маньчжурии», «Допрос пленного», «Вернулся с войны». Именно в эти годы он получил признание и известность как художник-репортер, достоверно отображающий действительность «без прикрас»: смелость бойцов, лишения мирного населения, страдания пленных.

В относительно непродолжительное мирное время произошел интересный инцидент. В 1911 году была выставка модернистов, и Иван Владимиров попытался принять в ней участие. Все его работы отклонили как устаревшие. Для того чтобы поиздеваться и продемонстрировать реальную ценность оппонентов, художник, не слишком считаясь с точностью, как в линиях, так и в цветопередаче, быстренько создал три полотна и от имени гипотетического Карла Флинта из Хельсинки направил их организаторам.

Критики высоко оценили работы, назвав автора «самородком» и «четко отражающими современное мировоззрение». Под конец экспозиции в прессе появилась статья настоящего автора с разоблачением и истинным мнением о «новаторских» веяниях. В результате этого Ивана Владимирова засыпали письмами, как восхищенными, так и с угрозами расправы. В числе поддержавших его живописцев был Илья Репин, который назвал картины модернистов «мазилками».

Все приобретенные за долгие годы навыки агитационной живописи, реалистичного изображения военных действий и военного быта ему пригодились в годы Первой мировой войны, а после революции по достоинству были оценены вождями советского пролетариата. Здесь он стал помимо прочего востребован как создатель патриотичных плакатов с призывами поддержать армию.

Примкнув к группе мастеров соцреализма, художник почувствовал себя в своей среде, а популярность его возрастала с каждым днем. Эпичное произведение искусства «Ленин и Сталин в Разливе» хорошо представляет тот период. Также он плотно помогал милиции Петрограда, создавая фотороботы подозреваемых.

В 1922 году он становится членом Ассоциации художников революционной России, считая, как и все его соратники, что высший долг живописца перед человечеством — запечатлеть для потомков значимые моменты. Его картины с документальной точностью переносили на полотно революционный период истории. Помимо этого, он не бросил создание собственных зарисовок с отдельными моментами происходящего в обычной жизни, многие из которых нелицеприятно представляли действительность тех лет, поэтому только сейчас стали доступны широкой публике. Его работы размещали в музеях, в советской прессе, а в 1937 году они даже попали на Всемирную французскую выставку.

Военная тематика вернулась в творчество художника с началом советско-финской войны в 1939 году. В силу уже немалого возраста (ему было уже 69 лет) принять непосредственное участие в событиях на передовой он не мог, но помогала пресса и хорошая фантазия. ВОВ застала его в Ленинграде, в 72 года мечтать об активной помощи уже не приходилось, и художник сосредоточился на том, что умел лучше всего — на живописи.

Здесь стоит упомянуть дневник со страшными зарисовками с говорящим за себя названием: «Памятка о ВОВ. Блокадные заметки 1941–1944 годов». Теперь это уникальный исторический материал-памятник мужества жителей и защитников города-героя. За внесенный вклад в искусство Владимиров по окончании военных действий был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а спустя год ему дали звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Жизненный путь художника завершился 14 декабря 1947 года. А память о нем живет в его многочисленных творениях, которые можно увидеть, в частности в Третьяковской галерее, Музее Революции СССР, Музее Великой Октябрьской социалистической революции и Русском музее. Коллекционеры охотно приобретают его картины на аукционах, с трепетом относятся к своим собраниям, но иногда приоткрывают завесу и для массовой публики.